пятница, 1 июля 2016 г.

Есть у адаптации начало, нет у адаптации конца...

Здравствуйте, дорогие читатели!

Пишу, наверное, заключительный пост перед отпуском. Через неделю улетаю в Севастополь до конца лета - отдыхать и загорать. 
А сегодня хочу поделиться с вами хрониками адаптации. По ярлыку "адаптация" (см.в конце статьи) можно посмотреть еще публикации по этой теме.
Открыли у нас новую ясельную группу, куда пошли детки, которые номинально пока 1 младшая группа, но с осени будут уже второй младшей группой. Так что это только первый этап адаптации, осенью придут еще малыши. Ну что ж? Психолог на страже душевного спокойствия детей, как всегда. Поделюсь с вами небольшим фото-отчетом о проделанной работе.

Хочется сказать, что многие идеи подсмотрела в других блогах и складывала до поры до времени в свою мысленную копилочку. И вот, что странно - приобрела специально программу для адаптации, а занимаюсь всё равно по вдохновению с малышами. Регулярно, но тем, чем в данный момент мне хочется поделиться с ними. Есть любимые мной и детьми приемы. Пора, наверное, просто создавать свою программу :)
Вот такую полянку с травкой сделали малыши из старых каталогов. Посмотрите, тут и цветочки и зелень. А самое главное, что малыши всё делали сами, я им только подавала подходящие странички. Причем формат картона примерно А3, думала, что слишком большой и деткам будет трудно, но ничуть не бывало! Еще и не хватало места!

Очень детям нравится наносить клей стик-карандашом и любят они рвать бумагу, но, доложу я вам, не легкое это дело для крох – пальчики так и норовят смять бумагу в жгутик, после чего её совсем трудно порвать. Или тянут в разные стороны. В общем, рвать бумагу это целая наука, оказывается, пришлось мне самой осознавать этот автоматический у взрослых процесс, чтобы научить ему малышей. И решили мы продолжать работать в этом направлении.
С помощью воспитателей, сделали с детьми солнышко и травку.

Да и просто так детки тренировались и создавали свои самостоятельные работы – полная свобода и полет фантазии. Посмотрите, какие маленькие аккуратные кусочки! Большой труд!

Так же мы создавали чудесных жителей для нашей полянки – ёжиков!


Делали иголки ёжикам из цветной бумаги, а потом – из прищепок. Тоже очень непростая задача для крох! Никто из них не умеет правильно обращаться с прищепками, многие даже не знали, с какого конца к ним подступиться. Так что это великолепный тренажёр для детских пальчиков!
Те, кто половчее, потом тренировались прикреплять прищепки к деревянному ёжику – он потолще, чем картонные заготовки, и это тоже было не просто. Но дети были в восторге от разноцветных колючек и потом с удовольствием играли с ёжиками. Жаль, что я как обычно не сфотографировала процесс – почему-то голова настолько отключается от внешнего и погружается в ситуацию, что каждый раз забываю сфотографировать занятие! А на заднем фоне каляки-маляки, оформленные бабочками (идею, как и многие другие, подглядела у Жанны Шайдаровой в её чудо блоге для малышей).
Какие еще есть способы помочь детям при адаптации? Конечно, это работа с природным материалом. У нас это был кинетический песок.

Не устаю удивляться многофункциональности этого материала и тому, что он подходит всем возрастам. И детки постарше с ним играют.
И педагоги!

Также мы с удовольствием с малышами повторили рисование водой и играли с водой в этом замечательном столе для экспериментов, который приобрели в новую группу.

Переливание воды, пускание корабликов, вылавливание предметов – такие простые действия с водой очень нравятся детям и приносят огромную радость и пользу!
Кстати, похвастаюсь отличным пособием, которое приобрела. У меня, стойкая ассоциация с колечками для душа, дети в восторге от такого необычного конструктора.

Казалось бы – что может быть проще? Однако дети не сразу понимают принцип разъединения-соединения колечек. Так же их можно сортировать по форме, по цвету, играть в воде, как мы это делали с детьми. Идей масса, в общем! Хорошо развивает моторику и координацию маленьких ручек.

Кстати, вода помогает успокоить и погасить истерику ребенка – когда малыш расплакался так, что невозможно остановить (а другие детки, глядя на это, тоже начинают подхныкивать), то самое лучшее – спокойно предложить ребенку смыть слезки, отвести его в туалетную комнату, погладить, подуть на щечки и предложить смыть капризки в раковину. Сначала ребенок привычно моет ручки (льющаяся вода прямо-таки завораживает детей, они готовы держать под не руки долго, что обычно не приветствуют педагоги. Режимные моменты). Тут можно не торопить ребенка, часто уже на этом этапе дети успокаиваются. Затем малышу предлагается умыть щечки, носик и глазки. Если осталось еще капризное настроение, то «смываем» его в раковину – включаем водичку сильно сильно, булькаем вместе с ней. Кстати, смыв, пардон, воды в туалете, тоже действует на детей успокаивающе, этим также можно пользоваться, чтобы смыть злость, можно даже покричать-потопать сначала, потом смыть. Ну а потом предлагайте ребенку показать его полотенце и поиграть в инетерсную игру – преключаете на что-то иное. Такие приемы хорошо срабатывают с малышами.
Так же для новой группы была сделана новая бутылочка спокойствия. Полюбуйтесь!

Получилась она случайно в синей гамме. Что, как мы помним, хорошо, т.к. синий это цвет покоя.


Под рукой не оказалось глицерина, но и без него происходит чудесное кружение блесток. А полосочки – обычный целлофан. Его варварски срезала с шуршалок для болельщиков (кстати, эти шуршалки называются по научному – пипидастры). Нужно-то было всего 2-3 ленточки – они хорошо уравновешивают более тяжелые блестки. Также повесила информацию для родителей с небольшим описание процесса и предложением сделать подобную бутылочку вместе с малышом. Посмотрим, какой будет отклик.
Дети, конечно же, проявили интерес и желание поиграть с волшебной бутылочкой.

ой, а этот мальчишка на фотографии меня так смешит всегда. Спрашивает меня: «Как тебя зовут?»
«Меня зовут Елена Владимировна». Повторил, как смог. На следующий день: «Как тебя зовут?» «Елена Владимировна». «Опять!?» - громко удивляется он.
Вообще, люблю малышей, смешные они такие! Мой сын очень тяжело адаптировался к саду. Эти два факта способствуют тому, что я с удовольствием принимаю участие жизни привыкающих к саду крох. И педагоги, конечно, невероятные молодцы – делают всё для того, чтобы детям было комфортно в новой для них среде.
А такие «Добрые домики» дети раскрасили и сделали из них целую улицу. Каждый раскрасил домик на свой вкус. А потом дети выбирали место для своего домика – нужно было уместить все! Вот вам и задачка на взаимодействие!

Еще хочу поделиться идеей, подсмотренной в блоге Веселые будни – ловец снов. Его я делала с сыном зимой, и знаете  - помогло! Не сразу, но достаточно быстро страшные сны отступили. Ловец до сих пор висит над кроваткой. Я не делала такой со всеми детками, но оставлю свой опыт тут – во время адаптации он особенно может пригодиться родителям для совместного творчества с детьми. Тем более, что подобного рода работу в принципе лучше делать с родителями, тогда она более, терапевтична что ли, и ресурсна.

Это обычный круг из картона, который обмотан лентой и украшен блестками. Не забудьте сделать петельку, чтобы повесить ловца снов. Сын сам проинтерпритировал, что хорошие сны пролезают в дырочку, а плохие – застревают .Когда я решила узнать, почему он выбрал именно розовую ленту (был другой выбор цветов) – он ответил «Мама, что тут непонятного – чтобы сны были, как сладкая вата!». Действительно, как это я сразу не додумалась!
Вот так проходит наша адаптация. Всё еще впереди. Желаю всем деткам пережить этот сложный период взросления и выйти из него победителями!
А я включаю свою батареечку на режим подзарядки, ибо она уже почти на нуле, несмотря на то, что я регулярно забочусь о своем эмоциональном восстановлении, но работа есть работа, и она отнимает силы. Желаю вам всем хорошо отдохнуть за лето и набраться сил, идей и планов! Спасибо всем друзьям-блогерам за идеи и вдохновение – уже есть несколько задумок на лето для сына.

Всем счастья, до встречи осенью (если сильно соскучусь, напишу раньше ;) !

3 комментария:

  1. Все-все беру на заметку, спасибо, Алена, что свои идеи доводите до всех

    ОтветитьУдалить
  2. Алена, спасибо, рекомендую почитать нашим педагогам.

    ОтветитьУдалить
  3. Алена, период адаптации малышей к новым условиям
    - самый, наверное, сложный этап в их жизни. Прекрасные приемы и да, я согласна, мне тоже приемлема своя система, здесь и сейчас... Думаю, что нужно писать собственную рабочую программу.
    Спасибо за упоминание обо мне и рада, что материалы блога оказываются полезными.
    С Вашей профессиональной помощью для малышей Вашего ДОУ - это будет менее болезненно.
    Хорошего отдыха!!!

    ОтветитьУдалить