четверг, 20 октября 2016 г.

Новые знания по психологии. Консультирование для новичков.

Здравствуйте, дорогие читатели! 

Как же давно мы не виделись! Отпуск уже закончился , Крым был прекрасен, как всегда, море зарядило ресурсными воспоминаниями на год, встреча с родными людьми наполнила счастьем! В общем, в этом плане всё хорошо. 
Что же меня так задержало и не возвращало в блог? Эх... очень много новых знаний, полученных в течение месяца. А потом еще болезнь, но это уже в прошлом.
Знаний так много, что еще месяц ушел на их осмысление и "раскладывание по мысленным полочкам". Кстати, не исключено, что последующая болезнь напрямую связана с передозировкой знаний по разным областям - психосоматика. Как считаете, возможно такое? Но теперь я готова с вами поделиться идеями и знаниями. Продолжая традиции своего блога, хочется написать не столько о впечатлениях, полученных на обучении (коих масса, разумеется), сколько рассказать вам конкретные наработки и методы, которыми вы можете пользоваться в вашей педагогической, психологической, да и просто в родительской практике. 
Разобью, пожалуй, информацию на несколько постов, чтобы и мне, и вам было удобнее.
Итак, отматываю плёнку своей памяти немного назад... Первый семинар, на котором мне удалось побывать это семинар-практикум для новичков консультирования - специалистов, планирующих начать работать психологом-консультантом. 
Так как давно уже чувствую необходимость подтянуть знания в этой области психологической деятельности, на семинар пошла  с большими ожиданиями. И, как это часто бывает при больших ожиданиях, получила не совсем то, что хотела. Но тем, не менее, опыт есть опыт и о посещении семинара не жалею. Благодаря ему в голове уютно расположились некоторые мысли (они и раньше туда "забегали", но между этим процессом и встраиванием мысли в свою жизненную концепцию, как мы знаем, лежать километры опыта, проб и ошибок). Вот эти мысли:
  • Психолог работает своей личностью.  Из этого логически следует, что свою личность надо не только развивать, но и заботиться о ней. И еще один вывод отсюда же - на каждого психолога найдётся "свой" клиент. 
  • Мысль, снижающая тревожность при начале консультирования - если клиент "не Ваш", то Вы ему не сумеете ни помочь, ни навредить - он просто уйдёт от Вас и найдёт другого психолога. И это не катастрофа, а просто течение жизни.
  • Важно, чтобы клиент сам сформулировал свой запрос. В процессе консультирования он также может изменять свой запрос, но мы не спешим на помощь и не формулируем запрос клиента за него. Максимум - можем "отзеркалить" запрос обратно клиенту, чтобы он мог послушать его как бы со стороны. Не торопитесь "спасать" и говорить "я знаю как" - знания, полученные таким путём, не помогут клиенту, он их пропустит мимо себя. 
  • Другое дело, если человек впустит новый опыт в свою жизнь и почувствует, для начала теоретически, "как мне было бы, если бы..." Для этого психолог МОЖЕТ предлагать различные варианты. Это тоже для меня было одним из открытий, т.к. со времен учебы на психологическом факультете запомнилось, что "психолог не даёт советов"! Даёт, и еще как, но облекает их в форму предлагаемых клиенту вариантов (если клиент готов их выслушать) и при этом спокойно относится к тому, что все эти варианты клиент отметёт, как неподходящие. Выбор в любом случае за клиентом!
  • Доверие к миру снижает тревожность. А вы доверяете миру? :)
Эти простые, казалось бы, истины сильно расшорили (от слоова "шоры") моё сознание, став внутренними (еще не до конца, но процесс идёт). 


Для психологов будет интересна структура консультации по Пезешкиану (позитивная психотерапия):
1. Наблюдение и дистанцирование. На этом этапе даём клиенту говорить о своей проблеме. Молчим, иногда задаём уточняющие вопросы.
2. Инветаризация. Задаём вопросы о ситуации.
3. Стадия ситуативного поощрения. Хвалим клиента за то, что возможно, за личностные качества и т.д.
4. Вербализация. Проговаривание возможных гипотез, которые возникли на данном этапе консультирования у психолога.
5. Расширение цели. Принимая во внимание запрос клиента, предлагаем ему некоторые варианты развития событий. Помним о том, что запрос может быть явным и скрытым.

Поделюсь с вами полезным упражнением, которое можно с успехом применять в своей работе.

Упражнение "Эмоциональная история своей жизни" 

Клиенту (педагогу, родителю) предлагается записать эмоционально значимые события (и положительные, и отрицательные) за какой-то промежуток времени (к примеру, 5-10 лет). И сразу же дается установка: каждое событие рассматривается с точки зрения того, какие эмоции и чувства оно принесло в жизнь клиента. А затем - во что эти чувства трансформировались. И заключительный этап: нужно помочь клиенту понять, для чего это событие было в его жизни, какой оно дало механизм, ресурс, защиту, концепцию. Это важный этап, ведь осмыслив и проговорив это, можно вывести клиента на то, что впредь можно также пользоваться этим механизмом, если он ресурсный , либо отказаться от него, или трансформировать, если он не даёт нужных результатов. Т.е. таким образом у человека происходит расширение базовых жизненных концепций. 
Например, событие- рождение ребёнка. Эмоции - страх, уязвимость. Трансформация - взросление, сила. Итог - принятие на себя ответственности. Это если схематично. Конечно, нужно всё это проговаривать и рассуждать. Невероятно интересно получается, попробуйте!


Семинар проводила мой бывший преподаватель из Камчатского государственного университета им.Витуса Беринга, Трефилова Елена Геннадьевна, практикующий психолог-консультант, работающая в русле позитивной психотерапии. Ныне она живет и практикует в Хабаровске, но часто возвращается на Камчатку. Камчатка вообще дама капризная - влюбляет и не отпускает от себя, остается в сердце и мыслях. 
Елене Геннадьевне огромное спасибо за возможность поработать на семинаре-практикуме, а также за сеанс консультирования  в технике "аквариум" - наблюдать за работой профессионала всегда большое удовольствие и польза для опыта.


3 комментария:

  1. Здравствуй, Алена!
    Практику необходимо пополнять свои багаж знаний. Спасибо, что поделилась упражнением, которое поселится в моей копилке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, спасибо, рада буду, если упражнение пригодится.

      Удалить
  2. Алёна, вот именно по консультированию очень хотелось бы себя подтянуть. :) Но пока вот возможностей не появляется. Вообще очень интересно, как разные школы подходят к данной практике. Просто знакома по книгам, но тем не менее порой есть весьма яркие принципиальные отличия в построении диалога с клиентом.
    И, да, как - то для меня своеобразным озарением стало понимание, что это нормально - что не каждый клиент твой, что это не означает "плохой психолог", всё - таки на кону психическое здоровье, а в этих вопросах очень важно начинать с первых ощущений сближения, понимания во время общения. Бывает, что это ускользает, но все мы разные и это нормально. Алёна, спасибо. :)

    ОтветитьУдалить