вторник, 22 ноября 2016 г.

Волшебный ДЖиН +5

Здравствуйте, дорогие читатели! 
В данном посте поделюсь с вами методикой для диагностики, которая хороша сама по себе, а также необходима для работы с программой позитивной социализации дошкольников "Жизненные навыки". 

Самое главное для работы с программой развития жизненных навыков - уяснить для себя, что же такое эти жизненные навыки. Они подразделяются на 5 групп: навыки альтернативы агрессии, навыки общения со сверстниками, навыки обхождения с чувствами, навык преодоления стресса и навыки адаптации. Ниже я хочу представить вам великолепную методику "ДЖиН 5+" (от 5 до 7 лет). Кликнув на ссылку, Вы скачаете методическое пособие по работе с методикой.
 Этот опросник хорош тем, что уже в процессе его заполнения родителям (педагогам) становится понятно, что у ребёнка «западает» и в каком направлении нужно работать. Название расшифровывается, как Диагностика Жизненных Навыков. Такого рода методики существуют для подростков и взрослых (и есть программы для школы, кстати). 
Важный момент! Для получения более объективной картины развития ЖН у ребёнка авторы рекомендуют заполнение методики минимум тремя, а лучше пятью экспертами - например, родители, педагог, психолог. 

Шкала оценки социальных навыков «ДЖиН 5+» 

Фамилия и имя ребёнка _____________________ _ 

группа _______ _

Возраст _ лет __ мес. 

Пол: МЖ 

Фамилия и имя лица, заполняющего опросник 

Дата заполнения ____________________________________________ _

Кем Вы приходитесь ребёнку _______________________________ _

Основываясь на своих наблюдениях за этим ребёнком, оцените его поведение по всем пунктам опросника. При оценивании Вы можете выбрать один из пяти баллов: 

1 - ребёнок не проявляет такого поведения; 2 - редко демонстрирует такое поведение; 
3 - время от времени демонстрирует такое поведение; 4 - часто демонстрирует такое поведение; 
5 - это обычное поведение для этого ребёнка. 


Навыки адаптации к образовательному учреждению 

Когда слушает, внимательно смотрит на гово- 
4 5 

рящего и не перебивает. 




Когда испытывает какие-либо затруднения, то 
4 5 

не стесняется просить о помощи. 




Благодарит за помощь или поддержку. 
4 5 
Когда получает инструкцию, правильно вы- 
4 5 

полняет её. 




Бросает начатое дело незаконченным (рису- 
4 5 

нок, задание, разговор). 





Охотно вступает в обсуждение, высказывает 
2
4 5 


своё мнение. 






Замечает, когда взрослому (родителю, воспи- 
2
4 5 


тателю) нужна помощь, и предлагает её. 






Если хочет что-то узнать - задаёт вопрос. 
2
4 5 








Сообщает о своих потребностях взрослому в 
2
4 5 


соответствии с нормами поведения. 






10 
Сосредоточенно занимается своим делом, не 
2
4 5 


отвлекаясь на шум и оклики. 






11 
Вносит улучшения и исправления в свою ра- 
2
4 5 


боту после подсказки взрослого. 







Навыки общения со сверстниками 






12 
Проявляет активность и дружелюбие при зна- 
1
4


комстве со сверстниками.






13 
Если хочет при соединиться к играющим де- 
4 5 


тям, может включиться в игру без жалоб и 







конфликтов. 






14 
Включаясь в новую игру, интересуется её 
1
4 5 


правилами и соблюдает их. 






15 
В отношениях со сверстниками отличает си- 
4 5 


туацию, где он имеет право требовать, от той, 







где может только просить об одолжении. 






16 
Замечает, когда другому ребёнку трудно, и 
4 5 


предлагает помощь. 






17 
Выражает симпатию тем или иным способом 
4 5 


по отношению к сверстнику, который ему 







симпатичен. 






18
Когда слышит от другого хорошие слова в 
4 5 


свой адрес, вежливо благодарит его. 






19
Берёт на себя инициативу, дружелюбно пред- 
4 5 


лагает сверстникам что-то вместе сделать, на- 







пример, поиграть. 






20
Делится с другими (например, игрушками). 
4 5 

21
Когда понимает, что неправ, просит проще- 
4 5 


ния. 









Навыки обхождения с чувствами 




22 
Знает, как называются чувства, и может адек- 
4 5 

ватно мимикой и телом изобразить основные 





из них (злость, страх, радость, грусть, удивле- 





ние ... ). 





23 
Проявляет свои чувства в соответствии с си- 
4   5 

туацией. 





24 
Распознаёт чувства другого человека (называ- 
4    5 

ет, оценивает), опираясь на выражение его 





лица, интонации, жесты, позу. 




25 
Знает, что ему нравится и что не нравится, и 
4    5 

может сказать об этом (ребёнку не обязатель- 





но нравится то, что ему должно нравиться, по 





мнению взрослого). 




26 
Выражает сочувствие другому человеку, ко- 
4    5 

гда тот находится в сложной ситуации. 




27 
Когда злится, очень агрессивен (бьёт других 
4    5 

детей, кусается, обзывается и т.п.). 




28 
Когда сталкивается с гневом и раздражением 
4   5 

других людей, может выбрать оптимальный 





вариант поведения (убежать, обратиться за 





помощью взрослого, сказать что-то в свою 




'( 
защиту и т.п.). 




29 
В случае опасности действует конструктивно 
4 5 

(в зависимости от ситуации может спрятаться, 





приостановить действие, продолжить его или 





сказать о своём страхе). 




30 
В ситуации утраты чего-то ценного (друга, ве- 
4    5 

щи ... ) грустит, не капризничая, а печалясь. 






Навыки альтернативы агрессии 




31 
Отстаивает свои интересы мирным путём. 
4    5 
32 
Если чем-то недоволен, ведёт себя деструк- 
1
4   5 

тивно (например, обижается, накапливает не- 





довольство, плачет, кричит, дерётся), а не го- 





ворит об этом прямо. 





33 
В ситуации, когда надо спросить разрешения, не
1
2
3
4    5 






делает этого. 




34 
Когда не принимают в общую деятельность 
1
2
3
4   5 

группы, реагирует болезненно (например, 





обижается или ведёт себя агрессивно). 




35 
В ситуации, когда его дразнят, проявляет не- 
2
3
4    5 

конструктивное поведение (например, обижа- 





ется, кричит, Д~ётся, замыкается в себе). 




36 
Недружелюбен по отношению к сверстнику, 
1
4    5 

«не такому, как все» (неаккуратному, несим- 





патичному, с физическими недостатками и 





т.п.). 




37
Когда сталкивается с последствиями своего 
4    5 

поведения, признаёт, что это результат его 





действий. 




38
В ситуации обвинения в свой адрес умеет за- 
4    5 

щитить себя, если он не виноват. 





Навыки преодоления стресса 




39
Из-за проигрыша в игре сильно расстраивает- 
4    5 

ся (например, плачет, злится или падает ду_ 





-хом), 




40 
Когда хочет взять чужую вещь, спрашивает 
4   5 

разрешения у её хозяина. 




41 
Когда слышит неприемлемое предложение, 
4   5 

умеет твёрдо сказать «нет». 




42 
На отказ в просьбе (например, взять чью-то 
4   5 

вещь) не обижается. 




43 
Когда его не замечают и не хотят принимать в 
4   5 

общую деятельность, умеет отвлечься от 





обидной ситуации (сам себя занять). 




44 
Попав в неловкую ситуацию, справляется со 
4   5 

своим смущением. 




45 
Может справиться с накопившимся стрессом 
2
3
4   5 

с помощью двигательной активности (танцы, 





физические упражнения ... ). 






По результатам методики можно построить график и тогда результаты будут еще нагляднее. Только при обработке результатов следует помнить, что вопросы 5, 27, 32-36, 39 являются перевертышами. Т.е. баллы за них считаются при построении графика наоборот - если ответ 5, то он равен 1, 4=2, 3=3, 2=4, 1=5. Думаю, что нет нужды подробно останавливаться на графике – нижняя шкала (ось Х) это номера вопросов (разграничьте визуально различные виды навыков, у вас получится 5 областей по 7 вопросов), ось У – баллы от 1 до 5 (от минимального до максимального уровня развития навыка). При построении графика по оценкам нескольких экспертов по каждому пункту считаем среднее арифметическое. Т.о. получается более объективная картина.

7 комментариев:

  1. Алена, спасибо! Книгу уже заказала - жду. Методика кстати. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что пригодилась информация! Хотя ты уже по великолепным программам работаешь!

      Удалить
  2. Методика хорошая, но достаточно продолжительная по времени. Тяжело будет использовать для большого количества детей, если будет заполнять педагог.
    Алёна, я сталкивалась с тем, что не всегда родители могут адекватно оценить своего ребёнка. Если будут такие варианты, то как тогда дольше строить работу? Как ты будешь решать этот вопрос?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, верно, это методика не для большой группы, однако и программа рассчитана на единовременное проведение на небольшом коллективе детей.
      Для того, чтобы устранить субъективность методики авторы рекомендуют её заполнение на одного ребёнка как минимум тремя, а лучше 5ю экспертами - например, родители, педагог и психолог. Т.о. при построении графика высчитывается среднеарифметическое по каждому вопросу, что в целом даёт достаточно объективную картину развития жизненных навыков у ребёнка. Спасибо, что задали вопрос - в статье забыла упомянуть об этом важном моменте!

      Удалить
    2. Сейчас внесу информацию в статью, еще раз спасибо!

      Удалить
  3. Спасибо, Алена, действительно сразу видно, на что стоит обратить внимание.

    ОтветитьУдалить