четверг, 17 ноября 2016 г.

Счастливые люди в детском саду. Программа дошкольного образования.


Итак, речь сегодня пойдет об уникальной возможности поработать с одним из создателей программы-технологии позитивной социализации дошкольников "Жизненные навыки. Занятия-путешествия" Белевич Аллой Александровной. 
Поделюсь с вами структурой программы и некоторыми готовыми упражнениями.
 Кстати, забавно было при поиске информации к данной статье случайно наткнуться на опыт коллеги Екатерины Беловой в её блоге "Кабинет детского психолога" по поводу конференции, где выступала Алла Александровна.
Знакомство происходило в рамках трехдневного семинара. После лекции Кривцовой Светланы Васильевны (мои впечатления описаны здесь) нашу группу разделили на педагогов ДОУ, которые остались со Светланой Васильевной, и психологов, которые отправились изучать программу с Аллой Александровной. Поскольку мы еще были под впечатлением от лекции, то уходить не хотелось, но надо. И, Боже ты мой, ....мы попали в сказку. 
За время работы мы так глубоко проникли в себя - это уже было не просто знакомство с программой, но знакомство с собой. Это было необходимо, т.к. проводя игры и упражнения с детьми, нужно знать, как это может отозваться, а пока не почувствуешь на собственном опыте - не узнаешь. 
Итак, о программе. Книгу с программой, кстати, можно приобрести здесь , но нам она досталась в подарок от Института развития образования. Книга содержит полностью разработанные циклы занятий в формате путешествий, рассчитанные на два года и детей старшего дошкольного возраста. Так же подробно  описаны примеры из практики и разбор типичных ошибок. Каждое занятие это одновременно и алгоритм работы, и готовая сюжетно-ролевая игра.
Я пока не внедрила эту программу в свою работу, и по обычаю своему, не хотела писать о ней в своём блоге, т.к. не могу поделиться собственным опытом по работе с детьми. Но с другой стороны, подумала я - зачем быть собакой на сене? Возможно эта информация именно сейчас пригодится кому-либо, не стоит ей пропадать втуне. Тем более, что я могу поделиться опытом о прохождении некоторых упражнений из данной программы, да и самими упражнениями , которые Вы можете использовать со взрослыми и детьми. Сомнения в сторону! Перед вами 12 причин начать работу по программе "Жизненные навыки":
Думаю, что дальнейшая агитация будет лишней. Для знакомства и лучшего понимания структуры предоставлю Вам оглавление:



 Заинтригованы? Самое основное, что я усвоила во время обучения по этой программе, что самое главное для детей – уметь играть. Обычно наши занятия очень насыщенны по структуре – тут тебе и пальчиковая гимнастика, и развитие моторики, и игры на снятие психоэмоционального напряжения и прочее. Данные занятия простроены таким образом (и автор это подчеркивает), что дети учатся играть и если они, например, не успели доиграть на одном занятии, то продолжают это на втором. Ведь именно во время таких игр и формируются жизненные навыки: навыки альтернативы агрессии, навыки общения со сверстниками, навыки обхождения с чувствами, навык преодоления стресса и навыки адаптации.
Дети с удовольствием включаются в такие игры-путешествия, которые простроены в программе с учётом стадий развития взаимодействия между детьми. Первая стадия, это стадия безопасности, если она достигается, то наступает стадия игры и уже тут дети начинают вступать в отношения. Затем, при удачном простраивании этой фазы, можно говорить о стадии достижений. Соответственно этим стадиям, игры подразделяют на три группы:  игры-защитники (безопасность), игры-отношения, игры-достижения.
 Программа построена в соответствии с временами года, путешествия по ним. Таким образом, осеннее путешествие нацелено на достижение ребенком безопасности, осенне-зимнее предлагает игры, во время весенних игр дети сами предлагают, во что играть (и это стадия достижений). И обратите внимание, как это связано с теми функциями мозга, о которых говорила Светлана Васильевна Кривцова (смотри ссылку выше). Безопасность – это основной интерес мозга рептилий (продолговатого), отношения – главная задача мозга млекопитающих (лимбического), достижения – это уже наш неокортекс (мозг человека).
Ниже я приведу некоторые игры-упражнения, которые мы испытали на себе и успели почувствовать их глубокий в том числе и терапевтический эффект.

Упражнение «Домики для гномиков»

Оборудование: большая картонная коробка, занавеска, колокольчик, картинки из журналов, открытки и т.д., клей-карандаши, фломастеры.
Коробка ставится в центр комнаты, это домик для гномиков. Построить они его построили, а украсить не успели. Предложите детям помочь гномикам украсить домик снаружи. Раздайте им картинки, клеящие карандаши, фломастеры.
Когда домик будет готов, ведущий помещает внутрь колокольчик, вешает занавеску («дверцу») и говорит: « Мы сейчас будем обживать этот домик. Выберите по одной картинке, которую вы, если захотите, сможете наклеить внутрь домика (прим.: мы эти картинки рисовали заранее, с установкой нарисовать то, где хотелось бы оказаться, место исполнения желаний). Сейчас вы по очереди будете заходить в домик, чтобы побыть там, осмотреться, выбрать место для картинки, наклеить её. Когда всё закончите, позвонить в колокольчик и выходите». Все дети залезают в домик по очереди, ведущий обязательно спрашивает, хочет ли ребенок закрыть «дверцу» домика. Только получив утвердительный ответ, ведущий задергивает занавеску. Когда ребёнок выходит из домика, ведущий с детьми радостно приветствует его: «Машенька снова с нами!» Ребенку важно испытать радость от того, что он нашелся и снова здесь, со всеми.
Испытываемые чувства: защищенность, одиночество, преодоление страха замкнутого пространства, страха темноты, страха одиночества (именно поэтому и важно поддержать ребёнка, радостно приветствуя его, когда он выходит из колобки).

 В эту игру детям нужно наиграться, если у детей будет потребность, то можно залезать в домик и на последующих занятиях.
Важно: Занавеска задергивается до половины, для детей важно оставить «окошко». Ведущему нужно быть очень чутким, чтобы заметить переживания ребёнка, входящего в домик. Хочется ли ему там спрятаться и отгородиться ото всех, или ему важно зрительно контролировать всё , что происходит за пределами домика. Возможно, что кто-то не захочет заходить в домик. Не оставляйте это без внимания, но и не уговаривайте ребёнка делать как все, отнеситесь с уважением к его желанию просто понаблюдать за другими детьми, отметив при этом: «Аня, ты сейчас не хочешь заходить в домик», как бы подтверждая своим замечанием, что нежелание заходить в домик так же значимо, как и желание.
В конце можно предложить детям, осмотреть, какой домик получился внутри, спросить, хотели бы они жить в таком домике.

От себя могу добавить, что ощущения нахождения в коробке прямо-таки космические, звуки доносятся как через стену, полная аналогия нахождения в материнской утробе, а процесс выхода из коробки, это аналогия процесса родов. Мне было очень комфортно, очень хотелось там побыть подольше (я родилась путем кесарева сечения, кстати…), кто-то выскакивает быстро, почти и не побыв там, а потом выясняется, что роды были стремительные, когда человек рождался. Такие интересные вещи открываются у взрослых людей. У детей это работает больше как ресурсный механизм, они ничего не анализируют, просто берут от коробки то, что она может им дать, в том числе, восполнить дефицит сенсорных ощущений.

Упражнение «Дорожка от дома»

Оборудование: длинный кусок обоев, фломастеры, письмо от снеговика.

Дети сидят на стульчиках. Проводится игра на смену мест ("Что-то скучно нам сидеть..." или "Поменяйтесь местами те...). Ведущий предлагает детям выйти из домика прогуляться. «Ой, сколько снега насыпало, еле выберешься из домика! Смотрите, что-то на Дереве белеет (прим.: Дерево – один из атрибутов программы, оно в любом виде должно быть в кабинете психолога). Это какое-то письмо. Как нам его прочитать? Как до него добраться сквозь снег? Что мы для этого сделаем?» Выслушать ответы детей. Они могут предложить разные варианты, ведущему важно отработать все, а затем предложить протоптать тропинку на оставшейся части пути (если этого еще никто не предложил). Ведущий: «Нам нужно до него добраться, для этого давайте протопчем тропинку по глубокому снегу».
На полу расстилается кусок обоев чистой стороной вверх: «Чтобы получилась тропинка, нужно каждому оставить свой след на дорожке».
Первый ребенок подходит к обоям, обводит свою правую ступню фломастером. Затем следующий ребёнок наступает правой ногой на след, ставит свою левую ногу и обводит её и т.д. Каждый ребёнок, после того, как нарисовал свой след, должен вернуться по уже нарисованным следам обратно, пятясь. Так, пока не будет нарисована вся дорожка. Потом, выстроившись в змейку (которую ни в коем случае нельзя прерывать!), положив руки на плечи, большим существом (так безопаснее) двигаться в незнакомый мир.
Затем ведущий снимает письмо с Дерева и читает его: « В далёкой Волшебной стране есть волшебный Замок, где исполняются желания, там каждый может научиться волшебству. Подпись: Снеговик». К письму приложена карта к Замку желаний.
Ведущий спрашивает детей, хотят ли они пойти в Волшебную страну к Замку желаний, выслушивает ответы. Можно спросить у детей, почему и зачем они хотят туда пойти. Путешествие продолжается на следующем занятии.
Важно: в данном упражнении дети строят переход, мост между двумя мирами: миром, где они живут и миром, где исполняются желания. Оставление следов – подтверждение того, что Я ЕСТЬ в этом мире, что способствует формированию уверенности в себе. Многократный переход вперед-назад по «тропинке» создает ощущение осваивания перехода и позволяет адаптироваться ко входу в новое пространство.
Чувства: мы постоянно в нашей жизни сталкиваемся с переходами – из мира семьи на работу, в детский сад, переход из одной возрастной группы в другую… Когда ребенок резко оказывается в другом мире, с другими правилами и требованиями, его тревога возрастает. Поэтому в данном случае – переход плавный и постепенный, а вначале ведущий «включает» детское любопытство, обратив внимание на письмо.

Упражнение-разминка «Успокоим вьюгу»

Ведущий напоминает, что было на предыдущих занятиях и о намерении детей идти в Замок желаний. Затем ведущий говорит, что они попали в Долину ветров и для того, чтобы её пройти, нужно успокоить вьюгу.
Ведущий берёт левой рукой ребенка за правую руку (все дети выстраиваются в цепочку) и кружится вокруг собственной оси против часовой стрелки, чтобы цепочка завернулась в спираль вокруг него. При этом он вместе с детьми приговаривает:

Разгуляйся вьюга, разгуляйся,
Заплетайся , тропка, заплетайся.

Во взрослом варианте упражнения слова-напев были такими:

Заплетися, плЕтень, заплетися,
Развернися трУба золотая,
догадайся, кума молодая.

Повторяется до тех пор, пока вся цепочка не закрутится в спираль. Затем ведущий начинает обратное движение, поворачиваясь по часовой стрелке, он старается выйти из центра спирали, ведя за собой всю цепочку, т.о. спираль раскручивается. При этом запев такой:

Успокойся, вьюга, успокойся,
Расплетайся, тропка, расплетайся.

Для взрослых было:

Расплетися, плетень, расплетися
Завернися , труба золотая,
Догадайся, кума молодая.

Чувства: дети, вставая в круг, чувствуют себя одним целым. Сливаясь с общим спиральным движением, ребёнок телесно объединяется с этим большим существом. От этого ребенок (и взрослый) испытывает сильнейший эмоциональный подъем: он стал огромным! В результате, каждый участник ощущает себя более сильным и уверенным. Маленькое «Я» приобретает дополнительную поддержку от «коллективного Я». При таком плотном телесном контакте познание себя и других идёт гораздо быстрее. При этом ребенок доложен действовать с пониманием – осторожно, чтобы не навредить другим детям. Развивается телесная чуткость по отношению к другому.
Мои ощущения: это было сродни трансу, такое ощущение, что возвращаешься к славянским корням (это хоровод-капустка, кстати, народная традиция), очень необычно и на этапе стояния в кругу , завернутой спирали (у детей нет этого этапа), мы еще и загадывали свои желания, важно дать на это время, постоять не меньше пары минут, затем расплести хоровод. Чувствуется невероятный энергетический подъём.

Упражнение «Рисунок заколдованного леса»

После вьюги ведущий говорит: «Замела-заколдовала вьюга деревья в лесу, холодно им». Обсуждаем с детьми какой он – зимний лес, как звучит. «Сегодня мы будем с вами рисовать зимний лес, заколдованный»
Оборудование: листы для акварели, кисти, краски акварельные холодных оттенков, вода, черная гуашь, коктейльные трубочки.

Лист смачивается водой, затем кладется вертикально и раскрашивается по диагонали (диагональ из правого верхнего угла вниз) одним цветом одна диагональ, другим другая. Граница размыта. (Прим. – Интересный факт: если у человека есть проблемы с установлением границ, то в арт терапии (не в данном упражнении) рекомендуют работать с гуашевыми красками, а не с акварельными). Когда лист полностью высохнет, черная гуашь смешивается с водой и внизу листа ставится большая капля. Затем нужно взять трубочку от коктейля и дуть на каплю, направляя струю воздуха от нижней части листа в верхнюю, как бы выращивая дерево. Затем добавить каплю на ствол и «вырастить» ветки.

Сложите с детьми на полу лес из получившихся деревьев. Спросите, как чувствуют себя в заколдованном лесу его жители.
Рисунки помогают создать нечто страшное, заколдованное и одновременно красивое.


Упражнение «Заколдованный лес»

Затем мы сами превращались в деревья, и в игре «Ручеёк» проходили через лес. Сначала обычным способом, потом задом наперед, можно на четвереньках и т.д. А «деревья» всячески мешали, цепляли своими «ветками». Можно дать задание детям опускать с каждым этапом прохождения руки-ветки всё ниже.
В данном упражнении идёт сильная работа со страхами, не все взрослые захотели участвовать в этом. Детям важно, чтобы и ведущий вместе с ними пробирался через этот лес, а в это время, когда он проходит через подобного рода лес-туннель, дети могут сильно цеплять и пугать его, отпуская свои страхи и чувствуя себя сильным.

Затем мы оказались у ворот Волшебного замка. Чтобы попасть туда нужно было опустить плату в коробку желаний: для этого надо выбрать кусочек цветной бумаги, скатать его в шарик, загадать одно желание, прошептать его в бумажный шарик и опустить в коробку желаний. Это и есть плата за прохождение в замок.
Затем мы работали с желаниями. Невероятно ресурсно и эффективно.

 
 
Здесь важно отметить, что данные упражнения выужены из контекста программы, простроены так, чтобы познакомить взрослых с этой программой. У детей всё гораздо подробнее проработано, на некоторых стадиях останавливаются дольше. несколько занятий. Данный семинар у нас проходил три дня. Три насыщенных полных дня. Почти каждое упражнение это самостоятельное отдельное занятие с детьми. Если вы берете какое-либо упражнение вне программы, необходимо знать для чего Вы его проводите с детьми и какого эффекта хотите добиться.


























5 комментариев:

  1. Должно быть очень интересная программа, глядя на игры и упражнения, которые предлагаются. спасибо большое за информацию Обязательно изучу!

    ОтветитьУдалить
  2. Алена, спасибо тебе за информацию! Классная программа. Захотелось поиграть. Возможно, в этом году что-то включу в другую программу. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Алёна!
    Спасибо за знакомство с новой для меня программой.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересно!захотелось залезть в домик: )

    ОтветитьУдалить
  5. Алена, очень интересная программа! Спасибо, что так подробно представили, уже заказала себе в детский сад!)

    ОтветитьУдалить