Георгиевская ленточка

четверг, 10 августа 2017 г.

Повышение родительской компетентности в деятельности психолога


Здравствуйте, дорогие читатели! 

Я уже вышла из отпуска, вливаюсь с рабочий процесс, адаптация и у меня, и  у малышей идет полным ходом. :)

А пока хочу поделиться своим выступлением и презентацией, которую я представляла на семинаре "Повышение родительской компетентности", проходившем в детском саду №44 г.Петропавловск-Камчатского. 

На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной  национальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Вот почему основные усилия педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены:
                                                  на улучшение семейного микроклимата;
                                                  формирование положительных взаимоотношений в семье;
                                                  повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
                                                  формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка.
В настоящее время используются всевозможные формы работы с семьей, как утвердившиеся в этой области, так и нетрадиционные. Условно их можно разделить на три группы. К первой относятся формы работы внутри дошкольного образовательного учреждения:
                                                     презентация,
                                                     открытые занятия с детьми для родителей,
                                                     педагогический совет,
                                                     круглые столы, конференции,
                                                     общие и групповые родительские собрания,
                                                     вечера вопросов и ответов,
                                                     педагогические гостиные,
                                                     педагогические беседы с родителями,
                                                     дискуссионные встречи,
                                                     тематические консультации,
                                                     посещение семей,
                                                     наглядная пропаганда.
Ко второй группе относятся формы работы с родителями за пределами дошкольного образовательного учреждения:
                                                     университет педагогических знаний и лекторий,
                                                     киноуниверситет или кинолекторий,
                                                     родительские конференции,
                                                     читательские конференции,
                                                     школы для родителей,
                                                     дни открытых дверей,
                                                     консультации для родителей,
                                                     тематические выставки,
                                                     информационные бюллетени,
                                                     библиотечки для родителей в дошкольных образовательных учреждениях,
                                                     выступления воспитанников и педагогов детского сада.
К третьей группе относятся досуговые формы общения детей и взрослых:
                                                     познавательно-игровая викторина;
                                                     фольклорный досуг;
                                                     спортивные праздники и др.
В своей статье я хочу осветить такое направление работы, как Повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения за пределами ДОУ. И вот почему.
Парадокс нашего времени заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Психологи считают, что это изначально травмирует ребенка. Поэтому представляется очень важным научить родителей полноценно использовать даже минимальное время, которое они могут уделять ребенку для общения с ним. Заботясь о телесном благополучии ребенка, нельзя забывать о его внутреннем мире. Однако, в связи с низкой информированностью, а также по ряду других причин, родители об этом забывают.
В связи с этим, необходимо помнить о такой форме работы с родителями (наравне с личным консультированием, обновлением стендовой информации и т.д.), как консультирование с помощью цифровых технологий.
Цифровые технологии — фотография, Интернет, видео сегодня часть нашей жизни, и вряд ли кто-то станет с этим спорить. И еще пару десятков лет никто и понятия не имел, что это вообще такое. Хочется обратить внимание на то, что первоначально цифровые технологии развивалась достаточно стремительно. И сейчас, уже спустя двадцать лет, даже трудно представить, что нас ожидает через два-три года, учитывая скорость развития современных технологий.
А ведь в тех годах и с применением новейших цифровых технологий предстоит жить и работать нашим сегодняшним воспитанникам. Поэтому привлечение их родителей  к передовым образцам развития цифровых технологий является  актуальной задачей в образовательном  процессе дополнительного образования.

Хотелось бы остановиться на трех аспектах цифровых технологий в образовании и воспитании — цифровая фотография, интернет и социальные сети, цифровое видео.
В МБДОУ Детский сад №5 создана Система информационной поддержки осознанного родительства под названием «Родитель-победитель», куда входит :
         Индивидуальное консультирование
         Детско-родительские занятия
         Всеобучи (планируются)
         Оформление стендовой информации
         Информационная WA рассылка
         Интерактивная стен-газета
         Блог педагог-психолога

Во многих детских садах делают тематические стенгазеты с фотографиями, однако сейчас сходит на нет традиция распечатывать фотографии в бумажном варианте, зато у родителей достаточно много фото в цифровом формате. Совместив эти два факта, я попробовала такую форму работы, как интерактивная фотовыставка.
Этапы работы по организации и проведению интерактивной фотовыставки:

1.                                                    Для начала необходимо определить тему фотовыставки: «Как я провёл это лето», «Дети и осень», «Мой новый год!», «Мужчина в семье», «Мама и я»  и т.д.
2.                                                   Затем нужно написать объявление, оповещающее родителей о теме данной работы и целях.Сбор материала.
Цели могут быть следующими: сплочение детского коллектива, создание позитивной атмосферы в группе, улучшение межличностного взаимодействия и прочее (зависит от конкретной темы). 
Также в этом объявлении необходимо указать до какого срока и на какой номер необходимо присылать фотографии по теме (достаточно 1-3 фото). Пересылка возможна по электронной почте, по телефону через программы WhatsApp, Viber, а также передача на флешке через педагога группы. Предлагаете родителям различные варианты или тот, что удобен Вам лично. Затем создаете банк с фотоданными.
3.                                                   Когда большая часть фотографий собрана, Вы приступаете к монтированию ролика.
 Можно делать это разными способами, например в программе PinnacleStudio, но подойдёт и обычный MicrosoftPowerPoint, просто в конце, при сохранении презентации, её нужно сохранить в формате WindowsMediaVideo («сохранить как» и выбрать в выпадающем списке «Тип файла» нужный формат).  У вас получится видео ролик со сменяющимися фотографиями, звуком и прочими интересными эффектами, которые Вы сами туда добавите.
4.                                                   Далее совместный просмотр ролика с детьми на «большом экране».
Родителям можно показать ролик на утреннике. Можно отправить ролик в WhatsUp группу родителей, если есть возможность и есть такая группа родителей детей определённого возраста.
Если «размер» ролика слишком велик для отправки через телефон, можно закачать его на Яндекс.Диск, а родителям скинуть ссылку. Либо отправить по электронной почте всем участвовавшим в выставке родителям.
Блог педагога-психолога.  О его плюсах и минусах вы можете прочитать по ссылке.

Оформление стендовой информации в программе Майкрософт Паблишер. Затем эту информацию можно размещать в блоге или на сайте учреждения. Подробнее можно прочесть в этом посте.
В 2015-2016 учебном году я впервые попробовала активное использование родительских WhatsApp-групп с целью работы по психологическому просвещению  и могу сказать, что этот способ взаимодействия (наряду с традиционными) имеет право на своё существование.
Я использовала рассылку различной актуальной информации для определенных возрастных групп, т.е. «цифровые» информационные памятки, которые  составляла сама, используя проверенные источники (например, интернет-проекты TenderBean ,  НашиДети и др.).
В конце учебного года среди родителей детей, посещающих наше дошкольное учреждение, было проведено анкетирование с целью выяснения родительских ожиданий и предпочтений в работе психолога и планировании основных направлений работы на будущий учебный год.
На вопрос: «В какой форме вам, как родителям было бы удобно работать с психологом?» ответы родителей распределились следующим образом (можно было указать несколько вариантов ответов):
73% родителей заинтересованы в индивидуальных консультациях по необходимости.
29% выбрали семинары-тренинги для родителей на актуальные темы в течение года.
29% - тренинги детско-родительских отношений.
Для 37% родителей важна регулярно обновляемая стендовая информация.
58% отметили важность электронной рассылки психологической информации.
Таким образом, я поняла, что данное направление деятельности нашло отклик у родителей, и в следующем году продолжила деятельность в данном направлении.
В заключение хочу сказать, что не всегда у родителей есть время на чтение стендовой информации, да и наш век электронных технологий вносит свои коррективы в сознание и восприятие современного человека. Родителям проще прочитать информацию в телефоне, нежели прийти на консультацию или взять памятку. Ну что же, почему бы и не использовать эти особенности восприятия в своих целях? Тем более что, в конечном счёте, цель у нас одна – психологическое благополучие детей, которое строится в первую очередь в системе детско-родительских отношений, и работа этой системы невозможна без грамотного и подкованного в вопросах детского воспитания взрослого.








2 комментария:

  1. Здравствуй, Алёна!
    Согласна, что после продолжительного и насыщенного отпуска :))) вливаться в рабочую атмосферу тяжело, но что поделать... Психологам в этот период гораздо проще, так как знает как расставить приоритеты.
    Хорошая и организованная работа представлена, желаю чтобы новый учебный год был насыщенным и перспективным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Виктория :) Да, отпуск даёт силы, но после него хочется еще отдохнуть :) Но приоритеты расставлены, значит всё хорошо. В конце концов, работа это не значит исключение отдыха, как заметно по моим фото в соцсетях ;)

      Удалить