четверг, 22 ноября 2018 г.

Современные методы по психологическому сопровождению детей в период адаптации к ДОУ

Здравствуйте, уважаемые читатели! 
Давно не писала в блог, но я это исправлю. В профессиональном плане у меня изменения - перешла на новое место работы, в "Родничок". Это тоже детский сад и тоже комбинированного вида, так что суть работы не изменилась. На предыдущем месте проработала 6 лет, и пришла пора что-то изменить, хотя было тяжело расставаться с любимым коллективом. Но я всех люблю и помню, и это, я знаю, обоюдно, так что иногда еще захожу в гости - уже не как сотрудник, а как друг :) Скоро буду делиться опытом работы с нового места, а пока - делюсь своей статьёй для местного педагогического издания, в которой подытожила весь свой опыт по адаптации детей к детскому саду (хроники адаптаций разных лет и мои наработки по теме можно почитать по ссылке  ).


Современные методы по психологическому сопровождению детей в период адаптации к ДОУ.
Ничто не может изгладить
первых впечатлений детства
Гёте
В течение жизни современному человеку приходится адаптироваться к различным условиям и социальным институтам, которые он проходит в процессе своего обучения, социализации и построения карьеры. Первым из таких социальных институтов является дошкольное образовательное учреждение – «детский сад». Ребёнок вынужден подчас полностью перестроить своё привычное поведение, чтобы чувствовать себя комфортно в новой среде. Таким образом маленький человек получает новый опыт, первый в череде последующих, по встраиванию своей личности в мозаику общества.
Для развития ребёнка требуется создание необходимых условий – «социальных ситуаций», которые обеспечивают «…особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л.С. Выготский) и нужны для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей.
С приходом ребенка в дошкольное учреждения его жизнь полностью меняется: отсутствие родителей, строгий режим дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Разные дети могут преодолеть её по-разному. Кто-то достаточно быстро вливается в детский коллектив и чувствует себя там достаточно комфортно, для кото-то такая резкая смена обстановки чревата невротическими реакциями: капризами, страхом, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д. [2]
Исследования показали, что уже в 6-7 лет складываются хотя и простые, но уже обобщенные специфические для данного человека, устойчивые (т.н. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы. Эти механизмы в последствии становятся основой психики в целом. Вот почему дошкольный возраст очень важен для становления личности и все процессы, происходящие в этот период, требуют особого внимания и поддержки. Более того, именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для формирования оптимальных уровней механизмов психики ребенка. Безусловно процесс адаптации к дошкольному учреждению, исходя из вышесказанного, оказывает колоссальное влияние на последующее формирование личности.
Адаптация (от лат. adaptatio – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Таким образом, адаптация к детскому саду затрагивает все структуры не только личности, но и организма в целом. [2]
Именно в этот период важно, чтобы рядом с ребёнком находились взрослые, которые осознают всю важность происходящего процесса адаптации, а также понимают, как ребёнку не просто в сложившейся ситуации. Желательно, чтобы такие взрослые окружали ребёнка и дома, и непосредственно в детском саду. Для оптимального течения адаптации важны постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение и индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада. Данная работа ведётся по трем направлениям: с родителями (законными представителями), с воспитателями и с детьми, поэтапно. И основную роль в этом процессе занимает педагог-психолог дошкольного учреждения.
Поскольку современный темп жизни диктует свои условия, педагогу-психологу необходимо подстраиваться под возрастающие нужды всех участников образовательного процесса. Эффективнее всего это сделать, используя в работе современные методы психологического сопровождения, и в данном случае, задача психолога - грамотно сочетать современные методы с традиционными. Далее мы рассмотрим подробнее направления деятельности и различные методы, применяемые педагогом-психологом в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями должно начинаться еще до поступления ребёнка в детский сад, в форме психологического информирования на традиционных родительских собраниях, а также с помощью буклетов, памяток и продолжается индивидуальными консультациями. Помимо этих традиционных, хорошо зарекомендовавших себя, методов работы с родителями, можно выделить и современные, такие как:
1.                       Слайд-шоу фотографий, которые могут транслироваться на общий экран в холле, с изображением помещений групп, режимных моментов, игр ребят и т.п. Это поможет снизить тревожность родителей относительно того, как себя чувствуют дети в непростой период адаптации, а также наглядно продемонстрировать работу, которая ведется в ДОУ для успешной адаптации малышей.
2.                       Выступление на традиционных родительских собраниях можно эффективно дополнить применением таких мультимедийных методов в выступлении педагога-психолога, как показ и последующее обсуждение тематических отрывков из кинофильмов и мультфильмов, где показаны трудности, с которыми сталкиваются родители и дети, которые впервые начинают посещать детский сад. Хороший результат даёт проведение с родителями игр на знакомство и сплочение группы – это позволяет родителям узнать больше друг о друге и о детях, посещающих ДОУ, а также обсудить схожие затруднения при прохождении адаптации.
3.                       Организация и проведение семинара для родителей, например, «Развивающие и адаптивные игры для ребёнка раннего возраста». Данные мероприятия способствуют большей информированности родителей об особенностях развития детей, возможностях современных методов воспитания, а также помогают выработать эффективные навыки взаимодействия с детьми и их изменяющимися потребностями.
4.                       Информационная рассылка полезной информации по электронной почте или номеру мобильного телефона. Поскольку темп жизни сейчас довольно высокий, не все родители могут позволить себе посещать семинары и другие мероприятия, организованные педагогом-психологом, либо проводить время, изучая информационные стенды.  Однако при этом многие стремятся быть информированными о тех процессах, которые происходят с ребенком в период адаптации и в целом на пути взросления. В данном случае педагог-психолог может предоставлять необходимую информацию в электронном виде, что по результатам анкетирования родителей, достаточно удобно.
5.                       Проведение мастер-классов с детьми и родителями на создание общего продукта деятельности, который будет находиться с ребёнком в группе. Какого рода мастер-классы можно проводить с родителями и детьми? Это должна быть не трудная деятельность, занимающая краткое время, в виду возрастных особенностей малышей, и дающая конкретный результат. В данном случае хорошо себя зарекомендовали различные средства арт-терапии: рисование, лепка, моделирование с бумагой и т.д. Можно, например, мастерить кукол-мотанок, бутылочки спокойствия (блёстки, вода, глицерин, природные материалы), тряпичные игрушки и т.д. [5] Та вещь, которая получится в результате совместной детско-родительской работы, может находиться с ребенком в группе и нести в себе положительный эмоциональный заряд для ребенка, напоминать о доме. Данный вид деятельности хорошо проводить в помещении группы, которую будет посещать ребёнок, это поможет ему наполнить пространство позитивными воспоминаниями и снизить тревожность по поводу большого нового помещения.
Организация работы педагога-психолога с воспитателями начинается также задолго до того, как дети начнут пребывать в новую группу. Немаловажной составляющей работы с педагогами является совместная подготовка групп, подбор мебели и игрушек в соответствии с возрастом и потребностями детей. Положительно влияет на настроение детей, посещающих ДОУ, наличие в группе следующих игровых элементов: веселые панно, которые могут наполнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры. Идеально подойдут закрепленные пуговицы, шнурки, липучки, застёжки-молнии и т.п. Главное условие – безопасность и возможность санитарной обработки такого панно; игровые зоны с развивающими игрушками; семейные уголки, где могут располагаться вещи и игрушки, принесённые детьми из дома. При достаточном техническом оснащении группы возможен просмотр слайд-шоу семейных фотографий детей; места для игр с природными материалами (водой, песком, шишками, галькой, окрашенным рисом, фасолью и т.д.); фонотека со спокойной музыкой, звуками природы, детскими песнями; книжные уголки с доступной возрасту литературой; уголки творчества, оснащенные безопасными и соответствующими возрасту материалами – пальчиковыми красками, удобными и яркими карандашами и мелками, мягким пластилином.
При организации пространства группы также возможно применение различных современных методов, которые стали популярными относительно недавно.
Наряду с традиционными мягкими панно можно использовать в группе так называемые бизи-борды (от англ. – busy - занятой и board –доска). Это развивающий стенд, на котором размещены множество бытовых предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и др.), которые можно нажимать, переключать, открывать и закрывать. Данная игра опирается по своей сути на метод Марии Монтессори – самостоятельное изучение ребенком сути вещей. Для того, чтобы дети поняли суть бытовых предметов, при этом не подвергая своё здоровье опасности, предметы размещены в одном месте на компактной доске. Таким образом происходит самостоятельное развитие ребенка в дидактически подготовленной среде.
Другим современным методом успешной адаптации является применение педагогами в играх с детьми сенсорной или адаптационно-дидактической юбки, изготовление которой возможно совместно с педагогом-психологом. Это яркая юбка силуэта солнце-клеш, на которую нашиты карманы, которые могут быть из различной по фактуре и цвету ткани, застежки (по аналогии с весёлыми панно, упоминаемыми выше), бусины различного диаметра и другие элементы. Такую юбку педагог может надевать поверх своей повседневной одежды для интересной организации игр или сюрпризных моментов на занятиях.   Это полифункциональный инструмент не только для сенсорно-моторного развития. Такая разноцветная юбка стимулирует познавательную и исследовательскую активность ребенка, способствует развитию внимания и памяти, творческих способностей, гармонизации эмоционально-волевой сферы, развитию речи и моторики. Кроме того, такая юбка помогает наладить контакт педагога и ребёнка, в результате чего малыш начинает себя чувствовать комфортно и спокойно, включается в групповую деятельность. В карманах юбки могут располагаться небольшие игрушки или сюрпризы для вновь прибывших малышей, которым требуется внимание и регуляция их негативного эмоционального состояния. [2]
При создании сенсорной юбки следует учитывать следующие моменты: привлекательность для детей, многофункциональность, обучающие элементы, удобство для воспитателей и детей, соответствие гигиеническим требованиям.
Также педагог-психолог проводит с воспитателями семинары-практикумы с целью расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации, и получить рекомендации для более продуктивного взаимодействия с родителями новых воспитанников.
При работе с педагогами необходимо помнить как о просветительском направлении деятельности, так и о профилактическом. Во время адаптации стресс испытывают не только родители и дети, впервые начинающие посещать ДОУ, но и сами педагоги. Поэтому психологу важно проводить с воспитателями различные тренинги для восстановления и поддержания эмоционально-стабильного фона, а также обучать педагогов методам саморегуляции. Эффективным будет применение методов арт-терапии с педагогами, что позволит гармонизировать их эмоциональное состояние и выразить те трудные эмоции, которые могут возникать в процессе взаимодействия с детьми и родителями. [4]
И, наконец, третье и главное направление работы педагога-психолога по адаптации детей к ДОУ – работа с самими детьми. Важную роль в этом играет этап диагностики, которая производится с помощью листа адаптации. Цель наблюдения в период адаптации – ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием и состоянием здоровья ребёнка в первый месяц посещения детского сада.
Известно, что ребёнок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле развития, этап диагностики очень важен в процессе адаптации. В контроле за развитием детей участвуют педагог-психолог, медицинский работник и воспитатель группы. [6]
В течение года с детьми необходимо проводить занятия по специальным коррекционно-развивающим программам для детей раннего возраста. Групповая работа имеет в данном случае свои особенности – небольшая продолжительность занятий (до 12 минут), обязательные повторы игр и упражнений, эмоциональное общение с каждым ребёнком на занятии, которое должно включать в себя контакт глаз, улыбку, прикосновения, ласковую интонацию голоса.
Хорошо зарекомендовали себя такие программы по адаптации детей к условиям ДОУ, как «Паровозик из Ромашково» А.Ю. Кремляковой [2], «Занятия  психолога  с  детьми  2-4-х  лет  в  период  адаптации  к дошкольному учреждению» А.С. Ронжиной [6], «Детский сад, встречай ребят!» Н.И. Донсковой [3] и другие.  
Для индивидуальной и групповой коррекции эмоциональной сферы детей в период адаптации воспитатель совместно с педагогом-психологом может использовать следующие методы.
1.       Игры с песком, водой и природными материалами (шишки, палочки, галька, крупы). Такие педагоги, как К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский и др. отмечали положительную роль игр с природными материалами в воспитании и обучении дошкольников. В своих работах они подробно останавливались на важности создания условий для игр детей с природными материалами. Подобные игры можно проводить как на участке детского сада, так и в его помещении, обращая внимание на разработку разнообразного содержания игр.
2.       Музыкальная терапия. Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.
3.       Методы арт-терапии - рисование, лепка, аппликация и т.д. При правильной организации такая деятельность помогает детям снять напряжение и тревожность, выразить негативные эмоции [1].
4.       Релаксационные игры. Игры на успокоение помогают детям освоить навыки самоконтроля и расслабиться в непростой ситуации адаптации [3, 6].
5.       Ароматерапия. Эфирные масла мелиссы, розы, ромашки, чайного дерева дают хороший расслабляющий и успокаивающий эффект и безопасны для детей. Однако следует помнить, что обонятельный анализатор у ребенка утомляется значительно быстрее, чем у взрослого, поэтому применение арома-лампы должно быть строго дозировано как по времени, так и по составу.
Наряду с современными методиками, применение таких традиционных способов взаимодействия с детьми, как подвижные групповые игры, пальчиковые игры, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, также дает хорошие результаты в процессе адаптации к ДОУ.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что совместная деятельность психолога, воспитателей и родителей крайне важна на протяжении всего дошкольного возраста ребенка, особенно в период адаптации к ДОУ. Педагог-психолог и воспитатель должны оказаться теми взрослыми, которые смогут принять негативные чувства малыша по поводу необходимости посещать детский сад, расставания с мамой, которые смогут помочь выразить эти чувства доступным для ребенка способом, утешить его, снять все тревоги и помочь ребенку, вместе с родителем преодолеть такой непростой и такой важный этап в их жизни, как адаптация к детскому саду.
Список использованной литературы
1.     Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
2.     Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2013. – 96 с.
3.     Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь... Программы групповой психологической работы с дошкольниками. - М.: Генезис, 2014. - 272 с.
4.     Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Издательство: СПб.: Речь. Год 2003. – 256 с.
5.     Назаревич В. Кукла в работе психолога – Киев: Пси-Арт, 2014. – 187 с.
6.     Роньжина А.С. Занятия  психолога  с  детьми  2-4-х  лет  в  период  адаптации  к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб,  2003  (Домодедово: ДПК).-72 с.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Алёна! Я рада, что вы вернулись. Конечно, трудно привыкнуть к новому коллективу. Вот вы пишите об адаптации ребят. Примените всю эту методику к себе.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, очень полезный материал. Адаптация малышей - нелегкий период, особенно, если есть нарушения. Важно знать методы и способы помощи детям, педагогам и родителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, верно - очень всегда тревожно за малышей в этот период,зато потом диву даешься, как прекрасно адаптируются даже самые плаксивые детки.

      Удалить
  3. Ирина, да! Всё правильно,спасибо - адаптация может быть не только у детей, но и у взрослых, поэтому многие методы очень даже хорошо применимы :) У меня в новом коллективе складывается всё неплохо, я этому рада.

    ОтветитьУдалить
  4. Алёна, легкого Вам вливания в новый коллектив. Пусть окружающая среда будет доброй.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, от Вас, как от специалиста по Окружающей Среде это особенно приятно слышать :) Спасибо большое!

      Удалить