пятница, 13 марта 2020 г.

Мастер-класс "Тропический закат"

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Я активно готовлюсь к методическому объединению психологов, поэтому хочу с вами поделиться мастер-классом с элементами правополушарного рисования. По этому подробному мастер-классу теплую морскую картину может нарисовать каждый из вас!
Вначале пару слов хочу сказать о методе правополушарного рисования. Как вы знаете, левое полушарие нашего мозга отвечает за логику, речь, расчеты, а правое - за творчество, образы, фанатазию, восприятие цвета. Как это работает? Помните историю из "Маленького принца", когда герой отказался от карьеры художника, потому что взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу. У детей, в отличии от взрослых, левое полушарие не доминирует -  нет привычки думать рационально. 
А теперь представьте, что вам дана инструкция нарисовать дом. Ваш мозг сразу разделит рисунок на геометрические формы - квадрат, треугольник. Это работа левого полушария. При этом, если мы намеренно "подавим" этот логичный порыв и начнем фантазировать и рисовать дом не по геометрическому шаблону, то картина наверняка получится гораздо интереснее и с большим количеством деталей. Вот это по сути и есть правополушарное рисование - то есть отключаем логику, не стараемся нарисовать похоже, а творим так, как нам нравится. И когда ты знаешь некие основные приемы, то творить потом гораздо легче, поэтому мой мастер класс будет довольно подробным, а впоследствии вы можете применять эти приёмы для создания собственных картин. Ну что, вы готовы? Тогда приступим. Нам понадобятся обычные краски гуашь, пара кистей - потолще и потоньше, немного воды и альбомный лист. Еще понадобятся 15 минут вашего времени. Приступаем!
Если малярного скотча под рукой нет, не страшно, просто он не дает листку уезжать, а впоследствии при отрывании оставляет красивую белую рамочку. Очень удобно для основы брать плотный картон, особенно, если рисуете с детьми - он позволяет выходить за границы листа, не боясь испачкать стол или себя. Если нет ни картона, ни скотча - рисуем в обычном альбоме! Кстати, формат листа рекомендуют брать небольшой - А5, половинку от А4, по той простой причине, что у начинающих есть страх чистого листа. Т.е. человек боится, что испортит или не сможет "заполнить" целый лист. Если вы не из пугливых, то берите тот, на котором вам удобно работать - хоть А3. 
Здесь удобно использовать широкую кисть с жесткой щетиной, но подойдет и обычная. Наносим белую гуашь свободными горизонтальными движениями. Очень расслабляет.
Тут, думаю, всё понятно. Наносим краску, как попало в верхнюю четверть листа. Если бы мы подготавливали фон для будущей картины, то можно было бы разгуляться по всей поверхности листа, но мы попробуем сразу рисовать картину, поэтому делаем пока так. 
Оставляем оранжевые следы на второй четверти листа.
Следующая полоса у нас из желтых пятнышек. Её можно сделать чуть поуже, потому что следующим этапом мы начнем растягивать цвета и наше закатное небо (а это именно оно) может немного сместиться вниз.
Вот это и есть настоящее волшебство - краски начинают ложиться, как будто мы пишем картину маслом, как профессиональные художники. Просто ведем кистью с белой гуашью от края до края, размазывая наши цветовые пятнышки. Кисть можно не мыть в процессе и вообще использовать поменьше воды - ровно столько, чтобы кисть скользила по бумаге. Кстати, если не покрыть вначале лист белой гуашью, то наши пятнышки потом будет трудно растянуть - краска быстро высыхает и впитывается в бумагу и не дает того красивого эффекта смешения красок. Это важно и при работе с детьми, потому что работа с белой гуашью стирает тот самый страх перед белым листом - белое на белом же не видно. Ну и дети работают не в быстром темпе, поэтому их пятнышки могут уже основательно подсохнуть к моменту нашего "растягивания" цвета. В этом случае наша белая грунтовка тоже поможет им не впитываться в лист, и добавив волшебной белой гуаши и воды мы сможем снова "оживить" наши цветные следы.
Смело добавляем еще краски, если нам не хватает цвета, но в целом, просто наслаждаемся процессом и тем, что получилось (не пытаемся включать левое полушарие и подогнать рисунок под какой-то там образец). Как говорится, как получилось, так и хотели! Видите, как я и говорила - в процессе рисования небо наше немного опустилось и занимает теперь 2/3 листа - это идеально с точки зрения композиции. Запомните небольшой секрет при рисовании или фотографировании - горизонт не должен проходить посередине! Либо небо занимает 2/3 листа, остальное земля или море, либо небо на 1/3, а 2/3 остальной пейзаж. Это правило третей, основанное на золотом сечении.
Это наше дорогое и любимое море.
Кстати, для будущих рисунков не обязательно растягивать цвета именно в горизонтальном направлении. Можно и по диагонали, и вертикально, и по кругу. В любом случае, получится очень красивый фон.
Этот пункт совсем не обязательный, но раз я обещала подробно, то делаю подробно :) Я художник, я так вижу. Вы художник, и можете видеть по-другому.
Гуашь можно брать той же кистью с остатками белой гуаши - ведь залог объема и фактуры изображения это добавление к темному белого цвета.
Не старайтесь придать горе геометрическую форму - рисуйте как получится, немного дрожащей рукой - это даст уникальный живой контур.
Уже красиво, правда? Можно на этом остановиться, а можно продолжить.
Не старайтесь сделать одинаковые штрихи - рисуем их тонкой кистью в разные стороны, как получится, какие-то короче, какие-то длиннее. 
Просто добавляем немного серых штрихов примерно по зеркальной форме горы.
Наша картина готова! Практически открытка с юга. 

4 комментария: