пятница, 15 января 2021 г.

Особенности овладения речью детьми дошкольного возраста


Многих родителей беспокоит речь детей, иногда эти опасения беспочвенны, а иногда наоборот опасения возникают запоздало. Разобраться в том, когда и стоит ли вообще поднимать вопрос об обращении к специалистам мы попробуем в этой статье.

В понятие овладения языком входит несколько компонентов:

1.     Звукопроизношение – овладение произношением всех звуков родного языка. Однако, это не только «Научиться букву р выговаривать», здесь так же имеется в виду умение слышать, различать, определять наличие и место звука в слове, умение придумывать слова с заданным звуком. То есть помимо произносительных умений (фонетическая сторона речи) должно быть четкое умение слышать звуки (фонемы) родного языка (фонематическая сторона речи).

2.     Словарный запас (лексическая сторона речи.) Словарный запас состоит из существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи. Когда мы говорим о том, что ребенок знает это слово, но сам не произносит – это пассивный словарь. Когда ребенок правильно использует слово в речи – это активный словарь. В 2-3 года пассивный словарь преобладает над активным, а к 5-6 годам

3.     Грамматический строй речи – это умение сочетать слова между собой во фразе в числе, роде, падеже, правильное употребление предлогов и умение образовывать и изменять слова в зависимости от ситуации их употребления.

Далее остановимся подробнее на закономерностях развития речи ребенка по возрастам, что считается нормой в развитии каждого компонента речи.

Возраст

Звукопроизношение

Словарный запас

Грамматический строй речи

1-2 года

А О Э П Б М

Преимущественно существительные, немного глаголов, наиболее часто употребляемых (идти, сидеть, спать, есть), прилагательные в речи двухлетних детей представлены единично (красивый, горячий)

Употребляют существительные в единственном числе, изредка форму множественного числа с окончаниями -И – Ы

(столы, ноги). Речь состоит в основном из двухсловных предложений (Дай пить. Мама гулять. Папа, мишка.) слова в предложении часто не согласованы между собой.

Й 2-3 года

И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

 Растет запас существительных и глаголов. Появляются названия признаков (прилагательные), чаще всего обозначающие размер, цвет, форму предметов.

Речь состоит из фраз. Слова часто не согласованы между собой, но имеются попытки словоизменения (стулы вместо стулья, окны вместо окна, я рисоваю, вместо я рисую)

3-5 лет

С З Ц Ш Ж Ч Щ

Растет словарный запас всех частей речи, однако прилагательные все еще составляют незначительную часть всего лексикона примерно 12 процентов. Появляются обобщающие понятия (Животные, мебель, посуда и др.)

Активно развивается согласование частей речи в роде (мама красивая, папа пошел), числе (маленький мальчик спит, маленькие мальчики спят), падеже (вижу большого кота, дам рыбу большому коту, пишу красным карандашом). Употребляют в речи предлоги В, НА, ИЗ, ПОД, ЗА, У. Однако, все еще часто встречаются аграмматизмы (пять ножницев, мальчик играет мяч, ухи, вместо уши и т.п.)

5-7 лет

Л Р

Развивается словарь обобщающих понятий, ребенок может объединять слова в группы и называть по 3-5 слов к каждому обобщающему слову. Пользуется всеми видами прилагательных, наиболее сложный вид – это притяжательные (верблюжья, собачья, кошачий). Используют приставочные глаголы (заходить, выходить, переходить). Понимает многозначность слов (ручка, носик, ножка). Понимает и использует в речи переносное значение слов (горящие глаза, золотые руки, светлая голова). Правильно используют предлоги.

Ребенок правильно согласовывает все части речи, умеет изменять слова в числе, роде и падеже, правильно использует предлоги. Может образовывать прилагательные от существительных и наоборот (яблоко – яблочный, синий - синева), образовывать прилагательные из нескольких слов (синеглазый, длинноухий, добродушный)

Используя эту таблицу не сложно разобраться, какие трудности в освоении родного языка испытывает ребенок, на что следует обратить внимание, занимаясь с ребенком самостоятельно, если отклонения в развитии речи незначительные. Если ребенок значительно отстает в развитии всех компонентов речи, то необходимо незамедлительно обращаться к специалисту (логопеду, невропатологу). Не стоит игнорировать рекомендаций педагогов, ждать, что малыш сам заговорит. В вопросах коррекции нарушений речи время играет очень важную роль, не упускайте его.

Учитель-логопед МАДОУ №46 Лазунина Ирина Александровна

Комментариев нет:

Отправить комментарий