пятница, 26 февраля 2021 г.

Артикуляционная гимнастика: «Давайте делать вместе»


Здравствуйте! Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с авторской артикуляционной гимнастикой от логопеда нашего детского сада Лазуниной Ирины Александровны. Упражнения очень наглядные и обязательно помогут Вашему малышу говорить правильно и красиво, если Вы будете регулярно и в игровой форме заниматься с ним.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Исходя из определения понятия артикуляционной гимнастики сложно переоценить ее значение в формировании правильного звукопроизношения у детей. Существует два противоположных мнения на счет того, могут ли родители самостоятельно проводить артикуляционную гимнастику дома, или проводить ее может только специалист. Мое мнение на этот счет находится где-то посередине. С одной стороны, есть действительно сложные упражнения сложные в исполнении, которые я рекомендовала бы проводить только специалисту, с другой – основные, базовые упражнения вполне доступны для объяснения всем желающим разобраться в этой теме. Давайте рассмотрим основные методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед любым из приемов пищи, имеется в виду, что не стоит проводить ее сразу после еды.

Чаще всего расписание работы учителя-логопеда таково, что ребенок попадает к нему на занятие 2-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести речевого дефекта. Соответственно проводить гимнастику ежедневно просто физически не получается, а значит и эффективность от ее проведения ниже, чем если родители подключатся к ее выполнению вместе с ребенком.

2.  Выполняются упражнения: от простых к более сложным.

(Именно в такой последовательности они представлены в презентации.)

3. Проводить артикуляционные упражнения нужно в игровой форме.

(Символическая картинка, сопровождающая каждое упражнение в презентации поможет Вам создать игровую ситуацию, а ребенку запомнить название упражнения)

4.  Артикуляционная гимнастика выполняется сидя и перед зеркалом.

(Лучше всего если это будет настенное зеркало, однако зеркало для нанесения макияжа тоже подойдет, единственное условие ребенок должен видеть свое лицо целиком, а лучше и Ваше, и свое.)

5.   Выполняются 3-5 упражнений, новые вводятся после того, когда хорошо отработаны предыдущие.

 Последовательность упражнений в презентации позволит Вам постепенно развивать мышцы артикуляционного аппарата. Первые три упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Бегемотик» - это база, эти упражнения необходимо научиться выполнять в первую очередь. В дальнейшем выполнение нового упражнения вводится так:

На раз: «Улыбка»

На два: «Заборчик»

На три: «Бегемотик»

И только на четыре: любое упражнение артикуляционной гимнастики.

Грубо говоря «Улыбка», «Заборчик», «Бегемотик» - это исходное положение для любого артикуляционного упражнения.

6.  Упражнения выполняются под счет от 3 до 15 раз.

Когда ребенок научится выполнять упражнение, как на фото в презентации, важно научиться удерживать эту позу, ребенок держит Вы считаете до 3, до 5 и т.д.

7.  Индивидуальный подход. Если Ваш ребенок выговаривает все звуки, не нужно делать артикуляционную гимнастику. Если Вы видите, что ребенок затрудняется в выполнении произвольных движений после словесной инструкции, например, «Поставь язычок на верхнюю губу», то можно ему помочь, добавив тактильные ощущения, погладить верхнюю губу и уточнить: «Поставь язычок сюда, где мой пальчик». Следите за состоянием ребенка, если видите, что он устал, стало хуже получаться, то остановите занятие.

Начинать артикуляционную гимнастику можно с 2-3 лет. Если ребенок не справляется, Вы видите, что во время выполнения упражнений выраженное слюноотделение, тремор (дрожание), изменение цвета губ, языка в этом случае лучше сразу обратиться к специалисту за дополнительной консультацией.  Если все получается, то сделайте артикуляционную гимнастику полезной привычкой в распорядке дня Вашего малыша.



Комментариев нет:

Отправка комментария