понедельник, 3 мая 2021 г.

Развиваем детей в отпуске


Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вашему вниманию предоставляется статья педагога нашего ДОУ Мезенцевой Дианы Владимировны о том, как всесторонне развивать ребенка младшего дошкольного возраста в период летнего отдыха. Для этого практически не потребуется никакого дополнительного оборудования или специальных навыков, ведь всё развитие детей происходит в игре и общении с родителями. А о том, как это делать правильно и эффективно, читайте в статье. 

Скоро лето. Начнутся отпуска. Многие дети на несколько месяцев перестанут посещать детский сад. Нужно ли заниматься с малышами 2-3 летнего возраста дома в этот период? Я считаю, что однозначно – да! Во-первых, семья — это система с определенным морально-психологическим климатом, являющаяся для ребенка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семейного опыта он усваивает представления о себе, о других и о мире в целом. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, придающие ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости. Более комфортной обстановки для развития малыша, чем семья, сложно представить.

Во-вторых, на втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело - он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственного «Я». В этот период у малыша сильно развиты когнитивные способности, он ищет контакта с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Нужно каждый день стараться уделять развитию хоть немного времени.
         В этот период малыш активно развивается по следующим направлениям: 

1. Познает окружающие его предметы. 
2. Учится говорить, запоминает новые слова. 
3. Учится считать. 
4. Развивается физиологически 
5. Закладывается социальная основа. Малыш познает себя и окружающий мир. Выстраивает взаимодействия с окружающим миром. Кто я такой? Как вести себя в той или иной ситуации? Как контактировать с окружающим миром? 
6. Развивается творческое мышление. 
         Несколько игр в день на разные тематики достаточно для развития всей системы ума-тела малыша. Здесь главное правило - все в меру, с занятиями лучше не переборщить, чтобы не отбить у ребенка охоту заниматься чем-либо. Ведь в двух - трехлетнем возрасте малыш не способен подолгу удерживать внимание на чем-то одном. Желательно также, чтобы игры были разнообразные и не повторялись изо дня в день. 
         Выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Игры-занятия не должны нарушать распорядок дня. Старайтесь чувствовать настрой малыша. Если игра кажется ему скучной – найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась.

Не бойтесь проявлять фантазию, ведь развивая малыша, развивается и мама! Творческий подход, понимание и доброе отношение к малышу и его проблемам – вот те качества, которым обязательно нужно научиться.

         Предлагаю вашему вниманию примеры игр, направленных на всестороннее развитие ребенка 2-3 лет.

Развитие речи.

Не секрет, что двух-трёхлетки – самый шустрый и любопытный народ. Маленьких непосед трудно усадить за занятия, уговорить заниматься тем, что им не нравиться. Вот почему этот возраст особый: бурное развитие трудно поддаётся организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у многих малышей речь малопонятна для окружающих. Развивается с задержкой. Давайте попробуем предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться.

Вся работа по развитию речи малышей 2-3 лет состоит из 4 блоков:

- расширение словаря и развитие связной речи;

- развитие слухового внимания;

- выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения.

- пальчиковые игры.

Расширение словаря и развитие связной речи.

Нет ничего важнее для малыша 2-3 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделяете времени играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе и в школе. Занимаясь расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь.

Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазонтрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.

         Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните на спинки 2-х стульев простыню, посадите малыша напротив, а сами спрячьтесь за такой импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручку. Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть малыш покажет разными голосами, как говорил медведь, а как зайка, лиса. Не забудьте про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.

Игрушки в миске с фасолью – замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску с фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в грузовик, а куколку посади на стульчик».

Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушки! Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушаться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».

         Обобщение и классификация – прекрасный способ расширить словарь. Положите перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту). Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки. Фрукты – в одну кучку, а овощи – в другую». Или «Найди среди всех картинок только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)».

Формируем фразовую речь. Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не желает говорить предложениями. Для таких детей существует очень хороший игровой приём. Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д. Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении) малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двухсловные фразы, чем по обычным картинка. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает». Когда малыш научиться отвечать на вопрос: «Что Ваня делает?», можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»).  Вот и двухсловная фраза готова!

 Развитие слухового внимания.

Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить малыша к играм на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это способность различать звуки речи на слух. Например, если вас попросят подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажите – 4. Вот за эту способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря фонематическому  слуху речи, но и овладевает чтением и письмом.

А можешь ли ты?

В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты... (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т.п.)». Предложите малышу поменяться ролями: теперь пусть он просит вас что-нибудь сделать в такой же форме.

Игра способствует развитию навыков аудирования.

Внимание!

Вам потребуется: мяч.

Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие с мячом после того, как вы скажете: «Внимание!..», например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай!», «Внимание! Вверх» (подбросить мяч вверх) и т.д.

Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.

Молоточек.

Вам потребуется: детский молоток.

Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток, объясните, что сейчас вы будете забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать сильно и громко». Отдайте крохе молоток, руководите игрой, повторяя: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

Игра способствует развитию слуха, освоению категории «громко — тихо».

Громко – тихо.

Вам потребуется: бубен.

Объясните малышу правила игры: когда вы стучите в бубен тихо — кроха изображает мышку, идущую мимо кота на цыпочках. А если вы стучите громко, ребенок превращается в слона и идет, громко топая. Стучите быстро — малыш бежит, медленно — идет еле-еле.

Игра способствует развитию слухового восприятия, воображения.

Угадай по голосу.

Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи (игру можно проводить с группой детей). Попросите малыша закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия.

Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.

Игра «Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как выиграет на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.

Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения

Развивая речь ребёнка, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и произноситься к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть нарушения звукопроизношения.  Не стоит пытаться ставить самостоятельно. Такую работу должен сделать только специалист – логопед. Тут очень много тонкостей и нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное произношение.

Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание, чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только одну игру на занятии, контролируйте время игры.

Водяные пузыри.

Вам потребуются: соломинка для коктейля, емкость с водой.

Научите ребенка дуть в соломинку, один конец которой помещен в воду. Получившиеся пузыри можно ловить рукой или ситечком. Предлагайте менять интенсивность выдувания: дуть сильно, слабее, совсем слабо. Фиксируйте внимание малыша на том, какие пузыри получаются при этом.

Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, знакомит со свойствами вещества.

Гол!

Сделайте на столе арку (ворота) из кубиков или конструктора. Положите перед малышом ватный шарик или перышко, предложите «задуть» его в ворота.

Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Шелест ветра.

В межкомнатном проеме повесьте бумажные полоски. Попросите малыша побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!».

От топота копыт...

Научите ребенка щелкать языком, изображая цокот копыт. Попросите показать, как скачет маленький жеребенок (цокать быстро и слабо), взрослый конь (отчетливо и медленно).

Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Мотоцикл или КамАЗ.

Предложите ребенку изобразить, как работает мотор мотоцикла, затем, легкового автомобиля, грузовика. Обращая внимание на то, как меняется громкость, тембр, интонации голоса.

Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Зарядка для языка.

Расскажите малышу сказку, повторяйте вместе с ним все описанные действия: «Жил-был маленький язычок. Как назывался его дом? Правильно, рот. Как и в любом доме, там был потолок, пол и стены. Проверь своим язычком, все ли на месте у тебя во рту (потрогать языком верхнее небо, щеки). А двери в его домике были крепкие-крепкие, отгадай, что это за двери. Конечно, зубы. Покажи-ка двери своего домика. Когда язычок хотел выйти наружу, он приоткрывал свои двери, чуть-чуть высовывался, потом опять прятался и так несколько раз. Осмелев, он выходил наружу, смотрел вправо, влево, вверх, вниз, потом делал это быстрее, еще быстрее. Однажды язычок увидел блюдце с молоком, а он очень любил молоко, облизнулся и решил его выпить. Сначала он пил из блюдца, как из чашки (сделав губы трубочкой, втягивайте в себя воздух), но это было неудобно. Тогда он стал пить так, как это делают кошки. Выпив все молоко, он опять облизнулся и отправился домой, но перед этим помыл свои двери (проведите языком по внешней и внутренней стороне зубов)».

Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.

Игры с губками. «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи – не только повторить за вами это упражнение, но и удержать улыбку «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».

Игры с щёчками. «Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.

Самомассажик. Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.

Дыхательные игры. «Подуй на свечку»: зажгите свечку. Завораживает малыша, не правда? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача малыша – задуть свечу резким, коротким выдохом. Если малыш старше 3 лет, то попросим его дуть как можно тише, чтобы пламя свечи только  отклонялось, но не гасло.

Игра «Снежинки»: положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и малыш со своей ладошки. Может сдуть ватки одновременно – так получится целый снегопад!         Игра «Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики» - шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.

Пальчиковые игры.

Комарики

Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, З-з-з!

(складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились,

(вращаем кистями рук)

Вились, вились,

Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Попросите кроху побыть «комариком».

В игре развивается речь ребенка, мелкая моторика.

Флажок

Прижмите друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, большой палец опустите вниз. Прочитайте малышу стихотворение.

Горит на солнышке

флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

(А. Барто)

Попросите ребенка сделать такой же «флажок». Попробуйте показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Сапожник

Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:

Мастер, мастер,

Помоги —

Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

(Б. Заходер)

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Поезд из катушек.

Вам потребуются: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом не забывайте называть цвет каждой катушки. Когда работа будет закончена, завяжите каждый конец проволоки крупным узлом и предложите малышу покатать поезд, напевая песенку:

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой —

Все цвета везем с собой.

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.

Подарок для куклы.

Вам потребуются: бусины с крупными отверстиями, леска.

Расскажите малышу, что сегодня — день рождения у куклы Маши, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Дерево.

Читая стишок, показывайте рукой: высоко — на, внизу — под. Попросите малыша рассказать, что еще бывает «на ...» и «под ...»

Высоко на небе — облака,

А внизу — под облаком — река.

Высоко на дереве — листочки,

А внизу, под деревом — цветочки.

Физическое развитие.

В гости к зайке.

Вам потребуются: резиновый массажный коврик, детская лесенка-стремянка, кегли, пуговицы, большая подушка, стул.

Пригласите малыша в гости к зайке, которого вы заблаговременно разместили в другой комнате и заранее создали препятствия на тропе, ведущей к зайцу: массажный резиновый коврик — каменистая дорожка, лесенка-стремянка — гора (подстраховывайте малыша во время этого упражнения). Расставленные кегли — лес, а пуговицы под ними — грибы, которые надо собрать и при этом постараться не свалить кеглю. Подушка - небольшая горка, через которую надо перелезть. И, наконец, пусть малыш пролезет под стулом, и он — у зайки. Зайка может попросить кроху спеть песенку, рассказать стишок, попрыгать на одной ножке. И, конечно, следует наградить малыша за столь нелегкий путь.

Игра способствует эмоциональному развитию, формированию основных физических навыков, развитию координации движений.

Зарядка в зоопарке.                   

Расставьте по комнате игрушки или разместите картинки с изображениями животных. Пригласите малыша в зоопарк. Останавливаясь у каждой картинки, вспоминайте, что вы знаете об этом животном, имитируйте его голос, походку: «Посмотри, это медведь. Он большой, бурый (коричневый), где он живет? А как он рычит? Покажи мне, пожалуйста, как он ходит на четырех лапах» и т.д. Около жирафа можно покрутить шеей в разные стороны. Рядом со слоном — показать, какой он огромный и попробовать дотянуться до него несколько раз. У клетки с зайцем попрыгать, возле обезьянок покорчить рожицы и т.д.

Игра способствует формированию основных физических навыков, развитию речи.

Ехали медведи...

Вам потребуется: трехколесный велосипед.

Если малыш уже умеет кататься на велосипеде, можно задавать ему несложные задания, например: проехать до следующего дерева, остановиться возле синей скамейки. Не крутить педали после того, как вы закончите считать. Попросите ребенка ехать быстрее, медленнее и т.д.

В игре укрепляются ножные мышцы, развивается слуховое восприятие.

Игры на развитие памяти и внимания.

Кто с рогами?

Нарисуйте малышу несколько разных животных: зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку. «Забудьте» нарисовать рога тем, у кого они должны быть. Попросите ребенка показать вам этих животных. Может быть, кроха сам захочет дорисовать рога, если нет, закончите рисунки сами. Вместе с этим повторите, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто, где живет. Кто, как «кричит».

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Что умеет делать кошка?

Вам потребуются: карточки с изображениями различных животных.

Показывайте ребенку картинку и спрашивайте, что умеет делать это животное. Например, кошка — мяукает (изобразите), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т.п.

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.

Куда уместится кошка?

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» — пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

За покупками.

Сделайте импровизированный магазин с разнообразным ассортиментом товаров. Попросите малыша сходить за покупками. Перечислите то, что необходимо купить. В первые занятия список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество необходимых вещей увеличивается. «Сходи, пожалуйста, в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора» и т.п. Если кроха не справляется с заданием, помогите ему, сходите в «магазин» вместе, выбирая покупки, проводите сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен и т.п.». Можно играть в специализированные магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары». Таким образом ребенок обучается обобщению предметов по их свойствам.

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Геометрический магазин.

Вам потребуются: игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т.п.) геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Пригласите малыша в магазин. Покажите ему вырезанные фигурки и объясните, что в вашем магазине игрушки продаются только за такие деньги, но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует вырезанной геометрической фигуре. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат, домино — за прямоугольник и т.д. Можно усложнить задание, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика, за три круга — три кольца от пирамидки.

Играя, ребенок изучает форму предметов.

Игры на развитие навыков классифицирования.

Найди отличия.

На прогулке найдите два цветка, расскажите, как они называются, где растут. Внимательно рассмотрите цветы. Опишите, задавая ребенку вопросы, каждый цветок по отдельности. Затем сравните цветы, фиксируя внимание на цвете и форме их лепестков, листьев и т.д. Повторяйте упражнение на каждой прогулке, расширяйте ассортимент цветов. Кроме них можно использовать отдельные листья, травинки, шишки и т.п. Предложите малышу отыскать два одинаковых цветка или листика, собрать букет из одинаковых цветов, из двух видов цветов.

Игра способствует развитию навыков классификации предметов по признакам, дает основы сравнительного анализа, знакомит с растительным миром.

Посади морковку.

Вам потребуются: две полоски из черной бумаги — широкая и узкая, вырезанные из картона изображения морковок — 4 маленьких и 4 больших.

Предложите малышу помочь зайке посадить морковку. Большую морковь надо разместить на широкой грядке, а маленькую — на узкой.

Игра учит ребенка классифицировать предметы по размеру.

Спрячь в ладошке.

Вам потребуются: маленький и большой шарики.

Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус, крэкс-пэкс-фэкс!», заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое. Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравните шарики между собой, затем с ладошкой ребенка. Проделывайте подобные фокусы с любыми другими мелкими предметами.

Игра развивает умение соотносить предметы по величине.

Гости.

Вам потребуются: большая кукла, маленькая кукла, предметы кукольной посуды — большие и маленькие (ложки, тарелки, чашки).

«К нам пришли гости! Кукла (пусть ребенок придумает имя) и кукла (имя). Они очень долго добирались, поэтому устали и проголодались. Давай их угостим чем-нибудь!». Пусть малыш сам предложит угощение для кукол. Усадите кукол за стол и попросите кроху правильно расставить посуду: большой кукле — большие предметы и — наоборот. Если кроха ошибется, помогите ему. «Угощением» могут стать любые подручные материалы: мелко порванная цветная или белая бумага, мелкие детали конструктора, пуговицы и пр. Фантазируйте, научите ребенка использовать привычные предметы в новом качестве. Например, обрывки белой бумаги — манная или рисовая каша, маленький мячик — яблоко и т.п. Предложите малышу самому разложить яства по тарелкам, при этом замечайте: «Что-то ты этой кукле положил совсем мало, дай ей побольше каши. А у этой много, она столько не съест, сделай ее порцию поменьше».

Игра способствует развитию воображения, моторики, речи, знакомит с понятием «больше — меньше».

Игры на прогулке с ребёнком.

По нарисованной дорожке

Начертите на асфальте прямую и зигзагообразную линию. Предложите малышу пробежать по ней вперед и назад. Можно чертить большие круги, квадраты и бегать по их периметру.

Игра способствует развитию координации движения.

Меж кругов

Нарисуйте дорожку из кругов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Предложите малышу пробежать по дорожке, не наступая на круги, то есть, бежать зигзагами, пробегая по пространству между кругами.

Игра способствует развитию координации движений.

Шоссе

Нарисуйте мелом узкую дорожку. Предложите малышу провезти по этой дорожке машинку на веревочке. Усложняя задачу, нагрузите машинку мелкими предметами или песком. Попросите малыша довезти груз в целости и сохранности.

Игра способствует развитию координации движений.

Попробуй, допрыгни

На близком расстоянии друг от друга нарисуйте круги. Предложите ребенку перепрыгивать из одного круга в другой. Первое время держите его за руку. В дальнейшем увеличивайте расстояние между кругами. Побуждайте ребенка прыгать без вашей помощи.

Игра способствует развитию координации движения.

Птички-невелички

Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая. А может показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.

Игра способствует развитию координации движения, речи.

Догони мяч

Оттолкните от себя мяч и предложите малышу догнать его. Меняйтесь ролями: ребенок катит мяч, вы — догоняете.

Игра развивает двигательные навыки.

Подбрось мяч

Научите малыша подбрасывать мячик вверх, при этом можно хлопнуть в ладоши и кричать что-нибудь веселое.

Игра способствует развитию координации движений, двигательных навыков.

Закинь в кольцо

Вам потребуются: мяч, обруч.

Предложите ребенку закинуть мяч в обруч. Сначала держите обруч вертикально, поднимайте его выше, ниже. Измените положение обруча, пусть малыш кидает мяч в «кольцо».

Игра способствует развитию координации движений.

Игры на развитие логического мышления.

Игрушки разбежались.

Подберите несколько предметов для игры. Рассмотрите их вместе с малышом, расскажите, как вы хотите с ними поиграть. Например, машина, несколько кубиков, кукольная мебель. Объясните, что вы хотите построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Теперь попросите ребенка выйти в другую комнату. Разложите все выбранные вами предметы в разные места. Позовите малыша и сообщите ему, что все игрушки разбежались, а вы не можете их найти. Пусть кроха вспомнит, во что вы хотели играть и найдет ваши игрушки.

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Исправь ошибку.

Нарисуйте малышу картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например, дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Или зайца, сидящего на дереве и т.п. Попросите ребенка найти, показать вашу ошибку. Пусть обоснует свое мнение.

Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления.

Подбери крышку.

Вам потребуются: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки, и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли. Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов.

Закрой фломастер.

Вам потребуются: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Снимите колпачки с фломастеров, смешайте их. Предложите ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Называйте цвет каждого колпачка и фломастера.

Игра способствует развитию навыков систематизации предметов по признаку, мелкой моторики. Помогает запомнить цвета.

Утонул? Достанем!

Вам потребуются: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики и т.п.), предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т.п.). Емкость с водой, два пустых ведерка.

Поставьте перед малышом тазик с водой и разложите все предметы. Предложите ребенку понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросайте в воду каждую приготовленную вещь. Попросите малыша, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут — в одно, те, которые не тонут — в другое.

Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов по свойствам.

Кто быстрее.

Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревкой и предложите посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяйтесь веревками и повторите игру. Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.

Игра помогает освоить категорию «длинное — короткое».

Сюжетно-ролевые игры.


Разбуди куклу

Предложите малышу поиграть в утро куклы Даши. Положите куклу в кроватку, накройте одеялом и попросите кроху побыть мамой или папой Даши: разбудить ее, умыть, покормить, отвести в детский сад. Помогайте малышу, активно участвуйте в игре, возьмите на себя роль куклы. При умывании можно прочитать потешку, соответствующую моменту, перед завтраком — подробно обсудить меню куклы. Побуждайте ребенка говорить простыми законченными предложениями, озвучивать свои действия, например: «Сейчас Даша умоет личико, вымоет глаза, щеки, нос, рот (малыш показывает на все перечисляемые части тела, умывает куклу)». Понаблюдайте за ребенком, возможно, вы увидите себя такой, какой видит вас ваш ребенок.

Игра способствует эмоциональному развитию, формированию социальных навыков.

Домик для куклы

Предложите ребенку обустроить домик для куклы. Роль домика может играть картонная коробка. Ее стенки украшаются узорами, вырезанными из самоклеющейся бумаги. Далее встает вопрос расстановки мебели. Пусть малыш вносит свои предложения о том, какая мебель должна стоять в кукольном жилище, где будет удобнее расположить ту или иную вещь. Совсем не обязательно иметь настоящую кукольную мебель, ее с успехом могут заменить кубики, коробочки, пустые флаконы и пр. Стройте игру таким образом, чтобы ребенок обосновывал, почему он поступает именно так. Спрашивайте: «Почему стулья ты хочешь поставить рядом со столом? Почему телевизор стоит напротив кресла? И т.д.».

Игра способствует развитию пространственного воображения, логического мышления.

Добрый доктор Айболит

Предложите малышу поиграть в доктора. Наденьте белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребенок приведет на прием свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно беседуйте с «родителем» и его «чадом». Спрашивайте: «Что у вас болит? Где болит, как болит?». Побуждайте ребенка отвечать на ваши вопросы, называть части тела, рассказывать про свою куклу. Если у вас есть игрушечный набор «Доктор», назовите все инструменты, которые в него входят, если набора нет, их можно заменить подручными средствами: карандаш — термометр, ложка — лопатка для осмотра горла, шнурок, заправленный за уши — фонендоскоп и т.п. Объясните малышу, почему кукла заболела (переела мороженого, гуляла по лужам, попила холодной воды). Предложите крохе поменяться ролями.

Разыгрывать ситуацию «доктор — больной» можно между куклами. Такие игры помогают перебороть детские страхи, возникающие при контактах с врачом.

Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Сварим суп

Вам потребуются: вырезанные из картона изображения овощей и фруктов.

Попросите малыша помочь кукле сварить суп. Но, вот ведь беда какая, она забыла, какие овощи нужны для супа. Помогите кукле вспомнить и выбрать необходимые продукты. Пусть малыш сам положит овощи в кастрюлю, посолит и помешает ложкой получившийся суп. Готовым супом можно угостить других кукол.

Игра способствует развитию воображения, памяти, навыков классифицирования.

Игры на развитие творческих способностей.

Закончи рисунок

Вам потребуются: цветные карандаши или фломастеры.

Пригласите ребенка порисовать вместе с вами. Нарисуйте цветок со стеблем, а рядом - без стебля, покажите малышу. Поинтересуйтесь: не забыли ли вы что-нибудь. Если кроха затрудняется ответить, нарисуйте еще один цветок со стеблем, обратите внимание на рисунок с недостающим стебельком. Попросите ребенка закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Старайтесь рисовать как можно проще: стебелек — палочка, лепестки — овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т.д. В следующий раз предложите малышу дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т.д.

Игра способствует развитию внимания, мелкой моторики.

Соедини точки

Вам потребуются: краски, кисточка.

Нарисуйте красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказывайте ребенку, краски какого цвета вы используете, что вы рисуете. Попросите малыша соединить точки, поинтересуйтесь, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», назовите цвет краски, похвалите выбор малыша. Усложняя задание, увеличивайте количество точек, располагайте их достаточно далеко друг от друга. Придумайте, на что похож получившийся рисунок.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.

Чудесное превращение

Вам потребуются: несколько баночек с прозрачной водой, краски.

С помощью кисточки и красок окрасьте воду в баночках — каждую в свой цвет. Во время игры называйте ребенку, какой цвет вы используете. Покажите, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски, вода меняет свой цвет (красная и желтая — оранжевый цвет, желтая и синяя — зеленый, красная и синяя — фиолетовый и т.д.). Разрешите малышу самому поэкспериментировать с красками.

Игра помогает изучить цвета.

Рисуем пальцами

Вам потребуются: краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Если на втором году жизни рисование пальцами не несет смысловой нагрузки, то в старшем возрасте этот процесс можно подводить под сюжетную основу. Например, нарисовав дерево, попросите малыша пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т.д.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает изучить цвета.

Целое из частей

Вам потребуется: пластилин.

Предложите малышу разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соедините их друг с другом. Покажите ребенку получившийся шар однородной структуры. Попросите кроху сделать то же самое.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «целое», «разделенное».

Улитка

Попросите малыша раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Покажите, как закрученная «колбаска» превращается в улитку. Из толстой «колбасы» получится большая улитка, из тонкой — маленькая.

Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.

Фруктовый натюрморт

Вам потребуются: цветная бумага, клей, ножницы.

Вырежьте круг из белой бумаги, поясните малышу, что это — тарелка, на которую вы с ним будете выкладывать фрукты. Пусть кроха вспомнит, какие фрукты он знает, расскажет, какого они цвета, а вы вырежете их из цветной бумаги. Теперь осталось только красиво разместить силуэты на «тарелке» и приклеить их.

Игра способствует развитию творческих способностей, помогает изучить цвет и форму предметов.

Картины из крупы

Вам потребуются: клейстер или клей, крупа (гречка, перловка, пшено).

Намажьте клеем небольшой участок бумаги. Ровным слоем высыпьте на клей крупу, дайте «картине» высохнуть. Рисуйте различные изображения и проделывайте вышеописанные действия. Попросите малыша намазать клеем лист или высыпать крупу на готовую поверхность.

Игра способствует развитию мелкой моторики.

Забор

Вам потребуются: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Расскажите малышу сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубики) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Покажите крохе, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побуждайте его повторять ваши действия.

Игра способствует развитию подражательных навыков, мелкой моторики, логического мышления.

Спички с пластилином

Вам потребуются: спички, пластилин.

Покажите малышу, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделайте плоский домик, затем объемный.

Игра способствует развитию творческого мышления, мелкой моторики.

Первые эксперименты

Вам потребуются: формочки для льда, фигурные формочки.

Расскажите малышу, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрируйте наглядно: залейте воду в формочки для льда, для печенья, просто в стакан и поставьте в морозильник. Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые вы заполнили водой. Доступным языком объясните крохе, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксируйте внимание малыша на том, что лед — это вода, но замерзшая. Понаблюдайте за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

В игре ребенок знакомится со свойствами вещества.

В конце хотелось бы сказать, что игра служит для детей не просто развлечением, но также является ключом к познанию окружающего мира, развитию фантазии, логического мышления, развитию усидчивости и прочих важных качеств. Любую информацию, передающуюся через игру, дети лучше запоминают и усваивают. Играйте с детьми!


Комментариев нет:

Отправить комментарий